Преподаватель, имеющий глубокие знания в области педагогики как Мария Монтессори, так и Рудольф Штайнер (основатель вальдорфской школы), утверждает, что эти два подхода не противоречат друг другу, а скорее представляют собой разные стороны одного и того же явления. Деятельность каждого из них соответствует специфическим потребностям конкретной культуры и определенного исторического периода. В статье рассматриваются два взгляда педагогов на вальдорфскую и Монтессори школы. Мария Монтессори (1870 – 1952) открыла первый Casa dei Bambini (что переводится как «Дом ребенка») в Риме в 1907 году.
Рудольф Штайнер (1861 – 1925) основал Вальдорфскую школу в Штутгарте в 1919 году по просьбе директора табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Опыт Сьюзен Мэйклин Стивенсон за последние 36 лет позволяет ей делиться своими наблюдениями о работе обеих систем обучения. В ходе своего обучения в Центре обучения Марии Монтессори в Лондоне и посещения Вальдорфских школ, она пришла к выводу, что обе системы могут принести многое для развития детей и общества.
Подходы Монтессори и Вальдорфа считаются ведущими в области педагогики в современном мире.
Обе системы уделяют внимание индивидуальности, духовности и творчеству ребенка. Они признают важность защиты детей от современных стрессов и негативного воздействия технологий, таких как телевидение и компьютеры. Обе акцентируют внимание на комплексном развитии ребенка и значимости натуральной среды.
Отличия в подходах к учебной программе также заметны.
В Вальдорфских школах академические предметы вводятся позднее, чем в Монтессори, и учебный процесс организован более традиционным способом. В свою очередь, Монтессори предлагает детям активное участие в реальных задачах и обучение через практические занятия.
Также присутствуют различия в методах обучения: в Вальдорфе дети чаще работают в группах, а в Монтессори акцент делается на индивидуальном взаимодействии учителя и ребенка. Обе системы способствуют развитию творческих способностей и предлагают разнообразные художественные занятия.
Несмотря на различия, обе педагогические системы имеют свои уникальные преимущества и могут внести ценный вклад в развитие детей. Важно понимать и уважать особенности каждого метода и стремиться к гармоничному сочетанию их принципов для достижения наилучших результатов в образовании и воспитании детей.