Многие учителя считают, что для развития речи достаточно играть в звуковые игры или использовать фонетические коробочки, такие как I Spy. Однако языковые возможности присутствуют везде, а не только в специальных коробочках. В каждом элементе класса по методу Монтессори есть своё предназначение и место.
Этот принцип проявляется в размещении маленьких привлекательных предметов на полках по всему классу, где дети могут взаимодействовать с ними, придавая им ещё большее значение.
Я использую все доступные вещи в классе для раннего обучения чтению. Кроме фигурок из фонетических коробочек, я также использую различные Монтессори-материалы, предметы из окружающей среды и просто красивые предметы, которые специально приношу в класс.
Все это используется в начальных играх для развития навыков чтения, когда дети читают слово на бумажке и находят соответствующий предмет в окружающей среде. Одна из моих любимых игр включает в себя следующий подход.
Дети в моем классе от 3 до 6 лет отлично проявляют себя в групповых играх.
Перед началом игры я приношу коробочку с бумажками, на которых записаны слова или фразы, скрытые от взгляда. Затем я раздаю каждому участнику по одной карточке, лицевой стороной вниз.
В зависимости от уровня навыков чтения каждого ребенка, выбранные слова могут быть как простыми фонетическими, например, «коврик», так и более описательными, например, «зеленые растения».
Если среди участников есть ребенок, который уже знаком с функциями слов, я также могу включить артикли в словосочетаниях. Используются только знакомые предметы и слова, чтобы помочь детям ощутить успех и легче было дать подсказку, если это необходимо.
После раздачи карточек ребенкам, учитель может насладиться лучшей частью игры, наблюдая, как каждый участник читает слова или фразы.
Иногда детям требуется помощь, и в таких случаях учитель всегда готов подсказать несколько звуков из слова. Когда все буквы соединяются в слово, дети с нетерпением бросаются к своему предмету, словно выполняя секретное задание. После того как дети находят свои предметы, они радостно делятся своими находками с друзьями.
Эта игра также полезна для младших детей, которые могут мельком увидеть более сложные слова и фразы. Даже если дети не могут полностью прочитать предложения, такие задания способствуют повышению их уверенности, поскольку совершение открытий является ключевым моментом в процессе обучения чтению.
Игра позволяет детям связывать предметы со словами, отражая процесс усвоения навыков чтения.
После прочтения слова каждый ребенок ищет соответствующий предмет и помещает его на коврик рядом с карточкой. Это способствует активному обучению, поскольку дети двигаются и учатся одновременно, что считается наиболее эффективным способом обучения.
Такие игры напоминают, что обучение чтению – это не только изучение слов на страницах, но и использование окружающих предметов как мощных инструментов для развития речи. Правильно организованные игры наполняют окружающие предметы новой энергией, что способствует радостному открытию силы слова.