В Европе возникло множество значимых образовательных концепций. Если говорить о раннем детском развитии, то три наиболее известных подхода европейского происхождения — это Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия. Все три представляют серьезные альтернативы традиционному обучению и источники вдохновения для передовых образовательных реформ.
Растущий интерес к этим методикам вызывает у специалистов и общества вопросы о сходствах и различиях между ними. Многие отмечают, что взгляды на ребёнка и его развитие схожи во всех трёх подходах.
Эта статья содержит краткое описание и сравнение Вальдорфа, Монтессори и Реджио Эмилия, её цель — познакомить читателей с ними и выявить ключевые позиции, в которых педагогики сходятся и различаются. Практическое воплощение образовательной модели в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Поскольку материал предназначен для широкой аудитории, в нём рассматриваются основные задачи и принципы каждого из подходов.
Все три методики откровенно идеалистичны и призывают к отказу от насилия во имя достижения мира и преображения повседневной жизни. Они стремятся улучшить общество через помощь детям в реализации своего потенциала как разумных, творческих и цельных личностей. Образовательные учреждения, использующие эти методики, прилагают все усилия, чтобы основные принципы оставались живыми и не превращались в обыденные лозунги. Рудольф Штайнер, австрийский философ и учёный-одиночка, придумал Вальдорфский подход.
Его интересовала как духовная, так и научная сфера: он хотел объединить эти два способа познания мира и основал «Антропософию». В 1919 году, в разгар послевоенной разрухи, Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики в Штутгарте, пригласил Штайнера, чтобы он организовал школу для детей работников. Они стремились воспитать людей, способных создать справедливое и миролюбивое общество. Мария Монтессори, создательница Монтессори-метода, была первой женщиной в Италии, получившей диплом врача.
Она создала новую методику для обучения умственно отсталых детей и основала свой первый детский сад в бедном районе Рима. Учение Монтессори распространилось по всему миру, привлекая интерес к её системе.
Лорис Малагуцци превратил Реджио-Эмилию из детского сада, управляемого родителями, в общегородскую систему, занимающую ведущую роль в Италии и за её пределами. Программы в Реджио ориентированы на семью и детей до 6 лет, с акцентом на детей с отклонениями и из неполных семей. В отличие от Вальдорфа и Монтессори, Реджио Эмилия не представляет собой методику с определёнными методами и сертификацией, а скорее является стимулом для размышлений об истинной природе ребёнка.
Теории о развитии детей и программа обучения в этих подходах исходят из представления о детях как активных творцах своего развития и стремятся к балансу между активными и спокойными играми. Учителя в каждом из подходов играют важную роль, поддерживая развитие детей и создавая благоприятную обучающую среду.
Оценка знаний в этих подходах основана на наблюдениях и документировании прогресса детей, а не на традиционных методах тестирования и экзаменов. Современные методы исследований могут использоваться для дальнейшего изучения эффективности и особенностей каждого из подходов.