Почти у всех малышей в определенном возрасте возникает сильное желание узнать, как устроены вещи вокруг. Дети стремятся к порядку, пытаются распределить предметы по группам или уложить их в определенном порядке. Когда такое желание возникает, родители могут предложить детям занимательное занятие — сортировку. Мы расскажем вам о том, какие виды сортировок можно предложить детям, в каком возрасте это актуально и какая польза от этого для ребенка.
Почему сортировки важны для детей
Желание сортировать предметы проявляется из-за совпадения нескольких чувствительных периодов в возрасте 2-3 лет:
— Период интереса к порядку (дети любят укладывать предметы «по правилам»);
— Период интереса к мелким предметам для развития моторики рук (сортировка предметов позволяет детям тренировать ловкость рук);
— Период сенсорного развития (через сортировку дети учатся определять особенности предметов и развивают свои ощущения).
Первые простые сортировки становятся актуальными в возрасте около полутора лет.
К 2-3 годам интерес к сортировке достигает пика, а к 4 годам постепенно угасает.
Различные виды сортировок
Сортировка по цветам.
Первые сортировки различаются по одному признаку:
— Разделение предметов на три цвета (красный, синий, желтый).
— Разделение предметов на 2 цвета (темный — светлый). Для таких сортировок хорошо подходят натуральные материалы, например, можно использовать красную и белую фасоль.
После того, как дети освояют простые сортировки, можно приступить к более сложным, где используются больше предметов, деление по нескольким признакам или дополнительные движения:
— Сортировка предметов на большее количество цветов.
— Сортировка по цветам множества различных мелких предметов.
— Сортировка по цветам с параллельным развитием мелкой моторики: например, сортировка предметов разных цветов щипцами или ложкой.
— Сортировка цветных пуговиц в банки с отверстиями в крышке.
— Сортировка предметов, отличающихся еще одним признаком, помимо цвета, например, сортировка разнообразных фигурок по цветам.
Сортировка по размеру.
Разделение по одному признаку:
— Сортировка одинаковых предметов на две группы: большие и маленькие. Например, можно использовать вырезанные из бумаги кружки одного цвета, различающиеся по размеру на большие и маленькие.
После освоения простых сортировок можно переходить к более сложным, где используется больше предметов, деление по нескольким признакам:
— Сортировка одинаковых предметов на несколько размеров (например, монетки).
— Сортировка различных предметов по размерам.
Сортировка по форме предметов.
Разделение по одному признаку:
— Сортировка на шары и кубики.
— Сортировка природных материалов, например, желудей, шишек и каштанов.
После освоения базовых сортировок можно переходить к более сложным, где используются больше предметов, деление по нескольким признакам или дополнительные движения:
— Работа с повязанными глазами.
— Сортировка множества природных материалов (шишек, каштанов, желудей, камней и т.д.), собранных самим ребенком, по разным коробочкам.
Бесплатные уроки от экспертов помогут вам создать развивающее пространство для вашего ребенка дома.