Сенсорные упражнения для развития слуха у детей

В методе обучения Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорного опыта у детей — изучению мира через зрение, обоняние, осязание, слух и вкус, то есть через все чувства ребенка. Особенно важны сенсорные упражнения для детей в возрасте до шести лет, поскольку именно в этот период активно развивается нервная система: эти упражнения способствуют формированию устойчивых нейронных связей и обеспечивают необходимую стимуляцию.

Предлагаем вам ряд игр и упражнений для развития слуха у детей, основанных на методе Марии Монтессори. Они подходят для детей от 3 до 6 лет, и могут быть усложнены для старших детей.

Здесь рассматривается возможность более тонкого различения звуков и определения их источника.

Развитие слуха у ребенка: музыка

Важно прослушивать музыку, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте детей с двух до шести лет формируется музыкальный слух — они проявляют интерес к мелодии, ритму и тону музыки. Музыка оказывает влияние на развитие головного мозга, поскольку стимулирует области, отвечающие за математические способности и распознавание образцов и закономерностей.

Можно научить ребенка подпевать музыке и двигаться в такт, либо освоить специальные движения и песни, если они ему нравятся. Также можно научить ребенка узнавать различные музыкальные инструменты (по карточкам, фотографиям или вживую) и их звучание в разных произведениях.

Также полезно называть названия произведений, имена авторов или исполнителей.

Отлично, если у ребенка будет возможность самому играть на музыкальных инструментах. Сначала это могут быть простые инструменты, такие как трещотки, маракасы, ксилофон, бубенцы, барабан, различные свистульки. Детям нравится участвовать в настоящем взрослом процессе, и использование настоящих музыкальных инструментов помогает в этом.

Помните, что звуки, ритм музыки и слова песен, которые ребенок слышит в раннем детстве, формируют основу его музыкального образования и становятся его первыми воспоминаниями.

Упражнения для развития слуха по методу Монтессори

Перейдем к упражнениям для развития слуха.

Звуковые коробочки

Второй этап — поиск парных звуков.

Для этого упражнения можно использовать небольшие плотно закрывающиеся ёмкости, которые при потряхивании издают четкий звук. Ёмкости могут быть различных материалов: стеклянные, пластиковые, деревянные.

Подойдут также баночки из-под детского питания, предварительно закрашенные или заклеенные, чтобы не было видно содержимого. Нужно подготовить двенадцать ёмкостей: шесть одного цвета и шесть другого.

Например, красные и синие. Наполните их песком, крупами разного размера, камешками — то, что создает разные звуки. Игра заключается в поиске пар ёмкостей разного цвета, но идентичных по звучанию.

Важно, чтобы ёмкости были идентичны только по звуку, а не по другим параметрам, например, их весу.

Начните с простого прослушивания звуков, которые издают ёмкости, а затем переходите к поиску пар.

Этот материал позволяет детям услышать различные тонкие оттенки звуков — от тихих до громких. Одним из вариантов поиска парных звуков может быть использование колокольчиков. Начните с небольшого количества пар, чтобы различия в звучании были заметны.

Поскольку колокольчики могут иметь разный внешний вид, важно, чтобы ребенок играл с закрытыми или завязанными глазами, чтобы сосредоточиться именно на звуке.

Задача игры — найти все пары одинаково звучащих колокольчиков.

Игра в тишину

Отсутствие звука может быть так же увлекательно, как и разнообразие звуков. Игра в тишину позволяет обратить внимание на обычно незаметные звуки, развивает самоконтроль и также способствует развитию слуха.

Предложите ребенку сесть, закрыть глаза и попробовать немного помолчать и не двигаться.

Начните игру по условному сигналу, например, хлопку в ладоши или звону колокольчика. Вы можете шепотом вызывать его по имени, находясь на некотором расстоянии. Когда ребенок услышит свое имя, он должен молча и медленно подойти к вам.

Не беспокойтесь, если вначале ребенок не может сидеть тихо долго, это нормально.

Постепенно он научится контролировать свои желания.

Вы можете обсудить с ребенком звуки, которые он слышит во время тишины (дыхание, звук часов, звуки улицы). Можно сочетать игру в тишину с движениями, например, пройдя по комнате с колокольчиком так, чтобы он не зазвенел.

Или описывать окружающее ребенка, когда он сидит с закрытыми глазами. Эти упражнения могут стать своеобразным ритуалом.

Не проводите все упражнения одновременно, делайте это постепенно. Важно, чтобы ребенок был заинтересован и хотел участвовать.

Начинайте с просьбы попробовать что-то новое, что может его заинтересовать.

С помощью этих упражнений ребенок научится обращать внимание на звуки вокруг себя, различать их и называть, что является важным в раннем возрасте.

Бесплатные уроки от экспертов помогут вам создать развивающее пространство для вашего ребенка дома.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.