Самооценка представляет собой комплексное психологическое понятие, описывающее представление человека о самом себе. Психологи выделяют несколько видов самооценки: заниженную, завышенную и адекватную. У детей самооценка начинает формироваться с раннего возраста под влиянием окружающей среды.
Основные факторы, влияющие на самооценку, включают чувство психологической защиты, атмосферу в семье, участие взрослых в жизни ребенка и эмпатию родителей.
Дети с завышенной самооценкой часто проявляют высокомерие, стремление к доминированию и агрессию. Дети с заниженной самооценкой испытывают неуверенность, тревожность и проблемы с адаптацией.
Дети с адекватной самооценкой верят в себя, открыты для нового и способны к состраданию.
Для формирования адекватной самооценки у детей рекомендуется внушать веру в собственные силы, находить положительные стороны в их деятельности, выражать любовь и поддержку, быть искренними, обращать внимание на тактильный контакт, поощрять усилия и избегать сравнений. Важно правильно хвалить и ругать, подчеркивая различие между поступком и личностью.
Успех в формировании адекватной самооценки зависит от понимания и поддержки со стороны родителей.