Выявлено, что первые шесть лет жизни ребенка играют важную роль в формировании нейронных связей. Недавние исследования подтверждают научное открытие, утверждая, что основа нейронных структур в лобных долях человеческого мозга не полностью сформирована до 24 лет. Это свидетельствует о постоянном развитии мозга, что подчеркивает ответственность взрослых, окружающих ребенка, за создание положительного опыта в этот период жизни.
Чтобы раскрыть свой потенциал, человеку необходимо взаимодействие с окружающей средой и сенсорное восприятие. Это очевидно, так как развивается координация движений, формируется независимость, а также укрепляются речь и сила воли (Lillard and Jessen, 2003).
Возникает вопрос: «Как мы можем помочь детям полностью раскрыть свои интеллектуальные способности?» Согласно Даймонду и Хопсону, авторам книги «Magic Trees of the Mind», есть несколько способов достичь этой цели.
Они описывают обогащенную окружающую среду, которая включает в себя постоянную поддержку и участие окружающих, полноценное питание, уважение ко всем чувствам детей, спокойную обстановку, взаимодействие с другими членами общества. Эти условия способствуют развитию ребенка и дают возможность анализировать результаты своих действий, что делает его активным участником в процессе, а не пассивным наблюдателем (Diamond and Hopson, 1998).
Подобная обогащенная среда также присутствует в методе Монтессори. Подготовленная среда Монтессори помогает детям погрузиться в свой мир, учитывает специфические потребности каждого возраста, обеспечивает физическую и эмоциональную безопасность, а также является эстетически привлекательной и уютной. Присутствие санитарной культуры и соответствующей мебели удовлетворяет потребности как взрослого, так и ребенка.
Кроме того, обстановка предполагает свободу выбора, что позволяет детям действовать самостоятельно и брать ответственность за свои действия.
Движение и его влияние на мозг
Лучший способ вовлечь малыша в процесс развития как активного участника — это движение. Двигательная активность является полезной и неотъемлемой частью обучения, развития творческого потенциала и высокого уровня мышления. Движение нормализует функции мозга, улучшая связи между двумя полушариями.
Когда вы, например, поднимаете правую руку, это означает, что команда пришла из левого полушария, и наоборот.
Исследования показывают, что двигательная активность укрепляет подкорковые узлы, мозжечок (координирует сокращение мышц) и мозолистое тело (связывает правое и левое полушария). Во время движения выделяются нейротрофины, естественные факторы роста между полушариями, а также увеличивается миелинизация.
Миелин — это жир в мозге, который обволакивает аксоны и помогает передавать электрические импульсы. Он также отвечает за утроение веса мозга после рождения. По мере утолщения миелина улучшается передача информации в организме, и мозг работает более эффективно (Diamond and Hopson, 1998).
Один из новых методов развития мыслительных способностей у детей через определенные движения — это образовательная кинезиология.
Это изучение и применение групп упражнений, активизирующих мозг для оптимального запоминания и извлечения информации. Программа мозговой гимнастики разработана доктором наук Полом Деннисом, экспертом по развитию детской моторики. Она основана на естественных движениях, подобных тем, которые малыши выполняют в раннем детстве.
Мозговая гимнастика помогает заложить основы образования на протяжении всей жизни детей младшего возраста, так как латеральные навыки помогают усваивать знания, читать, писать и говорить (BrainGym.com).
Примеры упражнений из мозговой гимнастики включают: пересечение по вертикальной линии тела, растяжки и энергетические упражнения. Эти упражнения помогают развивать грамотность, моторику и уверенность в себе.
Специалисты в области раннего детства стремятся найти оптимальные методы для стимулирования развития детей.
Программы, основанные на движении, применяются для улучшения мыслительного процесса у дошкольников, что создает прочный фундамент для их будущего обучения.