Педагогическая система Фридриха Фрёбеля

Детские сады Фрёбеля: становление педагогической системыДошкольное образование уже более ста лет широко распространено по всему миру (в России с 1917 года), и с течением времени стало обыденным и неотъемлемым аспектом. Мы называем его «детский сад», не задумываясь о том, что это выражение уподобляет детей растениям. Откуда пошла эта аналогия с сельским хозяйством?

На английском языке дошкольное образование называется так же, как и на русском — Kindergarten. Это сравнение языков подсказывает нам, в каком направлении искать корни этого термина. Там, где в русском языке было просто переведено иностранное слово, в английском языке полностью заимствовали немецкое оригинал.

Истоки детских садов — в Германии. Давайте попытаемся разобраться, как, когда и благодаря кому между Рейном и Одером появилась концепция таких учреждений и как она повлияла на культуру воспитания, при этом сохраняя язык сельского хозяйства.

Идеи Фридриха Фрёбеля, автора термина «детский сад», были представлены в 1840 году в Тюрингии, где он создал революционное для своего времени дошкольное учреждение. Фрёбель выбрал слово «сад», чтобы уподобить детей нежным садовым растениям, требующим заботы садовника для процветания.

Эта метафора не о детях как о цветах жизни, а о необходимости квалифицированных воспитателей-садовников для развития детей. В то время взгляды на детство были ограничены, и большинство детских учреждений принадлежало церкви, где воспитание было связано с дисциплиной, молитвами и консервативными подходами. Появление профессии педагога было неочевидным.

Первое упоминание о детстве как особом периоде жизни человека появилось только в Новое время. До 17 века дети воспринимались как «маленькие взрослые», и не было ограничений на информацию и общение в присутствии детей.

Однако к концу 17 века христианские моралисты начали подчеркивать чистоту и святость детства, отделяя его от мира взрослых. Роль детей в обществе изменилась, и новые подходы к их воспитанию стали важными.

Фрёбель и его педагогические идеи сталкивались с сопротивлением в Германии.

Его концепция начала получать признание лишь после его смерти. Лина Моргенштерн, писательница и педагог, внесла значительный вклад в популяризацию детских садов, пропагандируя методику Фрёбеля.

Ее работа помогла утвердить фрёбелевскую систему в Германии и за ее пределами.

Фрёбель предложил систему обучающих игрушек, называемых «дарами», которые помогали детям понимать основные понятия о мире. Эти дары включали разноцветные мячи, кубы, шары, цилиндры и другие формы, которые развивали представления о форме, размере и отношениях между объектами. Этот метод воспитания детей стал основой для многих педагогических систем, включая метод Монтессори.

Идеи Фрёбеля и Монтессори сходны в стремлении раскрыть творческие способности детей и формирования нового человека.

Обе системы основаны на философских принципах и предлагают детям свободу и возможность саморазвития. Методы обоих педагогов оказали значительное влияние на развитие дошкольного образования и современную педагогику.

Благодарим за интерес к развитию вашего ребенка и готовности создать для него стимулирующую обучающую среду дома.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.