Особенности психологического развития малыша 2 месяца — 1 год

В раннем детском возрасте ребенок абсолютно зависим от взрослых, так же как и в период новорожденности. Через взаимодействие с матерью малыш познает мир вокруг себя, накапливает новые впечатления и социальный опыт. Главным видом деятельности в этом возрасте является прямое эмоциональное общение с взрослыми. Одной из основных потребностей младенца остается потребность в чувстве безопасности и защищенности.

Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он становится открытым для окружающего мира, проявляет больше доверия и более активно осваивает его. Коммуникация и ощущение комфорта способствуют формированию чувства привязанности.

В исследованиях выделяются два ключевых аспекта развития в раннем детском возрасте – это развитие речи и предметная деятельность.

Развитие речи у малыша происходит в двух направлениях: улучшается понимание речи взрослых и начинает формироваться активная собственная речь. Первые слова ребенок начинает произносить примерно к концу первого года жизни.

В этом возрасте у детей преобладает пассивный тип речи, что означает, что они понимают интонацию, часто повторяющиеся слова и фразы, но сами пока не говорят. Важно помнить, что общение с ребенком имеет огромное значение для его языкового развития, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы речевых навыков. Поэтому взрослым следует разговаривать с ребенком на любые темы, сопровождать речью все повседневные процессы (купание, одевание, кормление), использовать потешки, пестушки, называть предметы и рассказывать сказки для обогащения словарного запаса ребенка.

Важно говорить грамотно и четко, чтобы передать детям правильные языковые навыки.

Примерно к году начинается формирование автономной речи у ребенка, которая представляет собой своеобразный детский жаргон. Ее особенности включают в себя уникальный звуковой состав слов, специфичные значения, понятные только близким людям, а также восклицания, с помощью которых ребенок выражает свои эмоциональные реакции на ситуации.

Предметная деятельность представляет собой действия ребенка с предметами согласно их предназначению. Перед началом предметной деятельности формируются необходимые навыки и умения: умение переворачиваться, поднимать и удерживать голову, сидеть, ползать, становиться на ножки и делать первые шаги.

Если ребенок самостоятельно научится ходить, то предметной деятельности его нужно обучить взрослый. Когда малыш впервые видит предмет, он не знает его назначения и как с ним взаимодействовать, поэтому важно для родителей демонстрировать разные предметы и способы работы с ними. Важную роль в освоении предметной деятельности играют игрушки, которые предлагаются родителями.

Роль игрушек в развитии малыша невозможно переоценить, поскольку именно в игре дети развиваются и учатся. Игрушки приносят ребенку положительные эмоции и сопровождают его на протяжении дня.

Поэтому важно выбирать игрушки ответственно, учитывая несколько правил.

Игрушка должна быть безопасной, легко моющейся, нести позитивный смысл, не издавать резких звуков и соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Если игрушка не соответствует потребностям и возможностям ребенка, она окажется неинтересной и бесполезной для его развития. Лучше иметь несколько качественных игрушек, подобранных с умом, чем целый арсенал, из которого ребенок не найдет подходящего занятия. Новые игрушки следует представлять и демонстрировать ребенку, чтобы они привлекли его внимание и стали частью активной игровой деятельности.

В первые месяцы жизни не стоит перегружать ребенка игрушками, так как важно, чтобы он привыкал к окружающей среде, звукам и голосам вокруг.

К двум месяцам можно использовать карусель-мобиль над кроваткой и контрастные кубики. С развитием ребенка можно предлагать ему различные игрушки, соответствующие его возрасту и способствующие развитию различных навыков и умений, таких как тактильные ощущения, зрение, слух и моторика.

Запись опубликована в рубрике Дети. Добавьте в закладки постоянную ссылку.