В учебном заведении Монтессори для детей в возрасте от 6 до 12 лет большое значение придается использованию значимых рассказов, которые позволяют погрузиться в изучаемые темы и области с помощью специальных историй, представленных учителями. Основу этой практики заложил Марио, сын Марии Монтессори, когда разрабатывал методику обучения, ориентируясь на американские запросы и традиции. Первую из этих историй он записал по памяти, так как в детстве сам Марио слушал ее от Марии, а остальные он самостоятельно составил.
По концепции Марио, большие истории представляют собой фундаментальные легенды о структуре мира, которые как старейшина племени знакомит детей с особыми и важными знаниями, унаследованными от предков. Введение в большие истории представляет собой своего рода церемонию, для которой создается особая атмосфера и приглушается свет, поскольку целью рассказов является пробуждение интереса детей к знаниям и объединение обучения по различным предметам.
Большие истории охватывают практически все области знаний, такие как география, биология, история, язык и математика.
В соответствии с организацией зон в классе Монтессори, каждая из этих историй получила свой уникальный номер: история №1 — география, №2 — биология, №3 — история, №4 — язык (появление письменности), №5 — математика (счет).
Геометрия не имеет своей большой истории, но представлена рассказом о происхождении названия этого предмета. Больших историй также нет для музыки и искусства.
Рассказы больших историй обычно представляются в первые недели учебного года, когда в класс приходят новые ученики.
В начальных классах Монтессори детей, по возможности, делят на два разновозрастных класса: от 6 до 9 лет и от 9 до 12 лет. Идеально, чтобы каждый год около трети учащихся обновлялись: часть переходила в старшую группу, а другая часть входила в школу. Это позволяет каждому ученику услышать каждую из больших историй шесть раз за время обучения.
Новые версии больших историй, представленные Марио Монтессори, не всегда соответствуют подходу многих российских Монтессори-школ.
В образовательном процессе для наших детей мы ориентируемся на современные научные достижения. Марио Монтессори в своих историях опирался на религиозные представления, характерные для католического христианства.
В данном контексте педагог имеет право адаптировать большие истории, учитывая культурные и традиционные особенности общества, в котором функционирует конкретная школа Монтессори. В российских условиях лучше представлять истории в более научном контексте, а не религиозном.
Например, Большая история №1 о происхождении Земли может быть представлена в виде рассказа о возникновении вселенной в результате Большого взрыва. Важно учитывать различия в культуре и традициях, чтобы обеспечить доступность и понимание материала для детей.
**География для детей: Большая история №1**
В течение нескольких лет мы рассказываем ученикам Монтессори-школы «Алиса» в Воронеже версию Большой истории №1, которую одобрили Монтессори-тренеры на курсе 6–12 в Праге.
Этот рассказ описывает происхождение мира с точки зрения современной науки, начиная с Большого взрыва и формирования вселенной.
Согласно современным представлениям, вначале произошел Большой взрыв, в результате которого появились пространство, время и элементарные частицы. Следующие этапы развития вселенной описываются через формирование звезд, планет, включая Землю, и появление жизни на планете.
Этот увлекательный рассказ подчеркивает значимость научного подхода к пониманию окружающего мира и стимулирует детей к исследованию и познанию тайн вселенной.
**Иллюстрация:** ru.pngtree.com
**Бесплатные уроки от экспертов помогут в создании развивающего пространства для вашего ребенка дома.**