Как сделать модель вулкана и другие опыты со школьниками

Модель вулкана своими руками из бумаги или монтажной пеныСодержание
Модель вулкана
Модель вулкана промышленного изготовления
Модель вулкана своими руками из бумаги и бутылки
Модель вулкана из монтажной пены и бутылки
Презентация состояний веществ в стаканах
Плавление и кипение
Демонстрация слоев вещества в пробирке
Модель вулкана
Среди материалов зоны географии в школе Монтессори для детей от 6 до 12 лет особое внимание уделяется модели вулкана. Она используется как в Большой истории №1, так и при изучении географических объектов и теории дрейфа континентов. Детям нравится работать с этим материалом, они готовы к бесконечным экспериментам.
Такая модель может быть трех типов.
Модель вулкана промышленного изготовления, сода, уксусная кислота, средство для мытья посуды
Модель вулкана промышленного изготовления
Самый простой и привлекательный вариант — приобрести в магазине развивающих игрушек материал из пластика. Помимо сборного конуса вулкана, включает трубку и шприц.
В модель насыпают пищевую соду и наливают немного жидкого мыла или средства для мытья посуды красного цвета.

В шприц набирают уксусную кислоту в концентрации от 3 до 9% или аналогичный раствор лимонной кислоты.
Подсоединив шприц к трубке, ведущей снизу в жерло, и выдавливая в него уксусную кислоту, получаем «извержение»: образующаяся в кратере пена начинает переливаться через край и стекать по склонам вулкана.
Интересно, что трубка и шприц не только необходимы для приведения макета в действие, но и сами демонстрируют роль глубинного магматического очага, в котором формируется магма, и вулканического канала, по которому магма поступает к кратеру. Стекающая по склонам конуса пена позволяет объяснить принцип образования гор аккумулятивного типа, состоящих из слоев затвердевшей лавы нескольких извержений.
Вулкан из картона и бутылки
Модель вулкана своими руками из бумаги и бутылки
Если не удалось приобрести готовый макет, сделайте его самостоятельно. Можно привлечь к этому занятию детей.
Нам потребуется стеклянная бутылка с широким горлом примерно на 200–250 мл, используемая при капельницах.

Конус вулкана изготавливается из плотной бумаги или картона. Внутренний и внешний радиусы выкройки конуса подбираются из расчета, что верхним вырезом фигура будет надеваться на горлышко бутылки, а нижней стороной стоять на подносе.

Картонный конус следует раскрасить радиальными мазками коричневой и черной акриловой краской, придающей бумаге после высыхания водоотталкивающие свойства.
Чтобы привести такой вулкан в действие, в бутылку доверху насыпают соду, доливают в нее средство для мытья посуды или жидкое мыло. Затем прямо в «жерло» нужно долить раствор уксусной или лимонной кислоты.
Чтобы изготовить прочную конструкцию, сделайте вокруг бутылки конус из строительной пены
Модель вулкана из монтажной пены и бутылки
Недостаток бумажного макета — недолговечность картонного конуса.

Он промокает и быстро приходит в негодность. Долговечную конструкцию можно изготовить из строительной пены.
Бутылку ставим в центр подноса и вокруг нее аккуратно делаем из пены концентрические круги.

Делать такую модель лучше в отсутствие детей в проветриваемом помещении, поскольку пары от пены вредны. Также дети могут измазаться материалом, а он очень плохо удаляется с кожи и одежды.
Получившийся конус на сутки оставляем сохнуть, а потом срезаем лишнюю пену со склонов вулкана острым ножом, после чего раскрашиваем акриловыми красками.
Приводится в действие эта модель так же, как и бумажная.
Презентация состояний веществ в стаканах
Одна из базовых презентаций по географии (или лучше называть это естествознанием) в школьном Монтессори-курсе 6–12 по стандарту АМИ — демонстрация состояний вещества в стаканах.

Она проводится в форме трехэтапного урока.
Поясним, что по-английски его называют three period lesson — «урок, состоящий из трех периодов». В России неизвестно откуда появился перевод «трехступенчатый урок». Однако, «ступени» подразумевают, что одна из них выше, а другая ниже, и это пример того, как заимствуемые в русский язык термины и понятия искажают свой первоначальный смысл.

Поэтому мы предлагаем использовать более адекватный оригиналу перевод «трехэтапный урок» (вместо «трехступенчатого», поскольку «трехпериодный» коряво звучит по-русски).
Вернемся к презентации и материалу для нее. Потребуются три гладких прозрачных стакана. Один оставляем пустым, во второй наливаем немного воды, в третий кладем небольшой металлический болт, гайку, шайбу.

В небольшую банку кубической формы до половины насыпаем одинаковые круглые бусинки, похожие на бусины в зоне математики, а также берем куб 1000 (можно взять куб меньшего размера из кабинета цепей).
Также понадобится поднос педагога, на котором находятся:
простой карандаш;
ножницы;
стиральная резинка;
заранее нарезанные полоски бумаги шириной 2–2,5 см (скрепленные канцелярским зажимом).
Трехэтапный урок по агрегатным состояниям веществ:
1-й этап: показываем ученикам сосуд с водой и спрашиваем: «В каком состоянии находится вещество?». Дети говорят: «В жидком».

Записываем карандашом на полоске бумаге «жидкое» и кладем подпись рядом с той ёмкостью, в которой находится вода. Потом берем стакан и бросаем в него со звоном болт.

Задаем вопрос: «А это вещество в каком состоянии?» Дети без труда отвечают: «В твёрдом». Делаем надпись на полоске «твёрдое» и кладем его рядом со стаканом. Потом показываем им пустой сосуд и спрашиваем: «Что здесь находится? В каком оно состоянии?».

Если ребята уже подготовлены к презентации, они ответят «воздух», «газ», «газообразное». «Правильно!» — подтверждаем мы, старательно пишем на бумаге «газообразное» и кладем у пустого стакана.

Важно, чтобы ученики видели, как старательно, красиво и проговаривая слова по буквам пишет учитель.
2-й этап: переставляем местами ёмкости и забираем подписи к ним, просим детей разложить полоски бумаги в правильном порядке. Если ученикам это удалось, значит, они правильно поняли тему.

В первую очередь спрашивают детей, которые только начинают читать. Одновременно ученики тренируются в чтении рукописных букв (слов).
3-й этап урока: переставляем местами ёмкости и убираем надписи, просим детей назвать самостоятельно состояния вещества, сделать собственные надписи и разложить их. Гиду следует отстраниться от детей и дать им поработать самостоятельно.
Дальнейшая работа.
Объясняем, с чем связаны отличия в состоянии веществ.

Показываем баночку с бусинами, поворачивая ее: «Посмотрите в

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.