С детства дети проявляют интерес к рисованию карандашами и красками, пытаясь изобразить что-то на бумаге. Часто родители начинают учить ребенка рисовать определенные объекты, такие как солнышко, человечек, домик или елочка.
Иногда родители беспокоятся, что ребенок в определенном возрасте «не умеет рисовать» и пытаются помочь. Но стоит ли это делать? Давайте рассмотрим стадии развития рисунка у детей, выделенные психологом А. А.
Смирновым.
Первая стадия — штрихи и хаотические каракули. Этот этап начинается еще до года (в 9-10 месяцев), когда малыш берет карандаш в руки и понимает, что может оставить след на бумаге.
В это время ребенок получает удовольствие от того, что оставляет следы. Важно предложить ребенку один лист бумаги и один карандаш, чтобы он мог сосредоточиться на процессе оставления следов.
В возрасте двух лет ребенок начинает чувствовать себя субъектом активности и наслаждается проведением карандашом по бумаге. На этой стадии ребенок может тыкать в бумагу без особого внимания к деталям, что абсолютно нормально.
Следующая стадия — бесформенные изображения, начинающаяся к третьему году жизни. Ребенок пытается изобразить что-то конкретное, хотя его умения пока не позволяют это сделать точно.
На этом этапе помощь взрослого может быть актуальной, но важно не рисовать за ребенка, а лишь показывать некоторые приемы.
На четвертом-пятом году жизни начинается стадия схематичных изображений, где ребенок изображает только ключевые детали объекта. Пропорции и реальность могут не соблюдаться, что является нормой для этой стадии.
Важно помнить, что каждый ребенок проходит через эти стадии развития рисунка и необходимо дать ему возможность выразить себя через творчество без лишних давлений. Не стоит учить ребенка рисовать определенные предметы до тех пор, пока он сам не достигнет стадии правдоподобных изображений.