Начиная осознавать окружающую среду, ребенок инстинктивно желает делать много полезного самостоятельно. Для него это похоже на игру, имитацию взрослых. Не следует подавлять эти порывы из-за излишнего контроля, ведь время не вернуть, а ребенок взрослом возрасте может осознать, что его не научили трудиться с детства. Поэтому целесообразно давать ребенку маленькие и подходящие по возрасту задания для развития стремления к помощи.
Например, попросите малыша поднять игрушку с пола, вытереть пыль, положить грязную футболку в корзину для белья или даже помочь в приготовлении еды. Пусть ваш ребенок помогает вам по дому!
Когда вы даете ребенку задание, ожидайте, что он может выполнить его неидеально сначала. Важно не критиковать его, а поощрять за старания и деликатно указывать на ошибки.
Дети легко воспринимают добрые замечания, и в следующий раз будут помнить, как правильно выполнить порученную задачу. Похвала после выполнения задания станет лучшим мотиватором для ребенка, он будет гордиться своими достижениями и чувствовать себя взрослым. Вместо материального поощрения в виде подарков лучше поддерживать ребенка словами, чтобы не привить ему жадность.
Игра может стать способом развить у ребенка желание помогать.
Если предложить интересное задание в виде игры и провести с ребенком беседу, он воспримет это с радостью. Не стоит заставлять ребенка делать что-то, если он не хочет в данный момент. Лучше подождать и он сделает задание.
Важно не только похвалить ребенка, но и акцентировать внимание на результате его труда.
Например, похвалить его, когда он уберет игрушки, сказав: «Как красиво получилось, как в музее!». Можно также включить ребенка в принятие решений при покупках, показав два разных предмета и попросив выбрать лучший.
Воспитание ответственного ребенка требует развития его стремления к помощи. Избегание труда не принесет пользы ни родителям, ни самому ребенку в будущем.
Воспитание желания помогать станет увлекательной и веселой игрой.