Нам было задано вопрос, как правильно представить ребенку материалы Монтессори. «Мне кажется, что педагогика Монтессори – это то, что нужно мне и моей малышке. Мы пытаемся воплотить идеи этой методики дома, так как подобных центров у нас в городе нет. Пока я читаю литературу, у меня возник вопрос.
Методика предполагает создание среды, а не принуждение к занятиям с определенным материалом, но как объяснить ребенку, как его использовать? Не станет ли это вмешательством в правила игры?», – спросили нас.
В ответ на этот вопрос выступил Юрий Филев, Монтессори-гид (AMI 3-6). «Мы ищем истинный интерес, – сказал он. – Вы абсолютно правильно мыслите.
Однако следует помнить, что выбор должен быть основан на знании. Если ребенок хватается за яркую игрушку в магазине, это скорее проявление любопытства, чем реального выбора. Когда мы видим, что ребенок заинтересовался, мы даем ему ключ: ‘Давай, я покажу, как делать’.
Когда он увлечется, взрослому уже не потребуется вмешательство. Ребенок, увлеченный, усвоит все шаги алгоритма не только работы, но и дополнительные детали: как подготовить место, как убрать после себя. Он будет возвращаться к этой активности, пока не усвоит всю необходимую информацию».
«Если интерес вызвало любопытство, он просто попробует и, возможно, отложит материал на потом, либо вовсе не вернется к нему», – добавил Юрий Филев. «Упражнения должны быть связаны с реальным опытом», – продолжил он. «Мы предлагаем ребенку не абстрактные навыки, а упражнения с практическим применением. Он должен видеть результат своих действий в повседневной жизни: полил цветок, вытер стол, нарисовал картинку.
Цели реальны и практичны. Активности, такие как перенос жидкости, пересыпание круп, нанизывание сушек, не имеют практической цели и не связаны с реальностью».
«Бесплатные уроки от экспертов помогут вашему ребенку стать более самостоятельным и уверенным», – подытожил Юрий Филев.