Можно рассматривать игры с пищей как забавное занятие. Кроме того, это может способствовать развитию ребенка: размешивание каши руками помогает ему получить сенсорный опыт, а эксперименты с огурцом в стакане позволяют исследовать окружающий мир. Однако по мере взросления ребенка игры с едой могут стать привычкой.
Это поведение вряд ли изменится само по себе, и в будущем потребуется значительное усилие для коррекции. Поэтому желательно предотвращать нежелательное поведение в отношении еды с самого начала.
Эксперименты и занятия, направленные на обогащение сенсорного опыта, могут быть отложены на другое время.
Изменения начинаются с родителей. Если ребенок играет с едой, а вы реагируете слишком эмоционально, ситуация только усложняется. Малыш начинает либо подстраиваться под ваши эмоции, либо перестает обращать на них внимание.
В любом случае это портит отношения, приводя к крикам и детским истерикам.
Перед следующим приемом пищи старайтесь подготовить себя к спокойному состоянию: выпейте чашку ароматного чая, сделайте несколько глубоких вдохов или почитайте несколько страниц вашей любимой книги. Это поможет вам оставаться спокойным при установлении правил.
Для детей до трех лет важно, чтобы взрослые вели себя последовательно в одинаковых ситуациях. Если вчера было запрещено играть с едой, то и сегодня, завтра и в дальнейшем это должно быть недопустимо. Нарушение этой последовательности может привести к недоумению у ребенка.
Обсудите этот вопрос с отцом, бабушками или няней.
Объясните, что важно устанавливать правильное поведение и нормы с самого начала, и будет сложно изменить привычки в будущем. Попросите их не допускать, чтобы ребенок играл с едой.
Следует придерживаться единой линии поведения во время игр с пищей. Только так ребенок поймет правила и почувствует облегчение, видя, что правило действует для всех членов семьи.
Обратите внимание на посуду и место для приема пищи, чтобы они стимулировали еду, а не игру: ребенку должно быть удобно сидеть, у него должна быть возможность встать из-за стола, удобные приборы, а в тарелке должно быть небольшое количество еды, чтобы после съедения порции можно было добавить.
Более подробную информацию об организации пространства для приема пищи и полный алгоритм освоения ложки для детей можно найти в нашем мини-курсе «Ем сам».
Необходимо устанавливать четкие правила. Прежде всего удостоверьтесь, что ребенок действительно голоден, наблюдая за ним и отбрасывая собственные предвзятости.
Дети могут иметь разные аппетиты — некоторые едят меньше, но чаще, в то время как другим хватает трех приемов пищи в день.
Голодный ребенок будет более склонен есть, в то время как сытый, вероятно, захочет поиграть с едой. Ребенок следует за своими потребностями, однако в пределах установленных нами рамок.
Если он начинает играть с едой, важно немедленно остановить это и предложить выбор: либо продолжать есть, либо понять, что он не голоден и может выйти из-за стола.
Придется проявить терпение и настойчивость, так как ребенок может возмутиться и начать истерику. Это его попытка проверить границы и убедиться в том, что правила действительно соблюдаются.
В следующий раз, когда ребенок скажет, что хочет есть, предложите ему полезную пищу. Если он откажется, напомните ему, что значит не голоден.
Если вы убедитесь, что голодный ребенок с аппетитом ест полезную пищу и будете последовательны в своих действиях, все у вас получится.
Дети, не имеющие медицинских проблем, не будут намеренно вредить себе. Привычка играть с едой — это следствие уверенности в том, что в конечном итоге они получат то, что хотят.
Чтобы прекратить игры с едой, важными факторами являются спокойствие и уверенность родителя, четкое и доброжелательное установление правил, а также последовательное соблюдение этих правил всеми членами семьи.
Голодный ребенок, удобное место для приема пищи, посуда и приборы, небольшое количество еды в тарелке, а также проведение сенсорных занятий вне приема пищи помогут предотвратить игры с едой.
Статьи по теме:
— Лайфхаки по организации пространства
— 10 ошибок при установлении правил
— Почему малыши так любят порядок и предсказуемость