Нас попросили: — Моему сыну 1,5 лет. Хотелось бы уточнить несколько моментов.
1. Мы проживаем в частном доме, где в настоящее время идет ремонт. Лестница временная, без перил и балясин, поэтому ребенок может по ней только ползти. На крыльце также нет опоры, и сын поднимается и спускается, удерживаясь за руку взрослого.
В общественных местах малыш также не ползает по лестницам, а взбирается на них с помощью родителей. Мешает ли наша помощь сыну освоить хождение по лестнице в данной ситуации?
2. Для того чтобы ребенок помогал готовить, мы используем табуретку с бортиками безопасности, которую ставим рядом с рабочей зоной или раковиной.
Я всегда приношу ее из другой комнаты. Если оставить табурет в кухне, сын может нанести ущерб, разбив посуду и пораниться в ваше отсутствие.
Можно ли ограничивать использование табурета, чтобы избежать травмирования ребенка острыми предметами или другими опасностями, когда взрослого нет на кухне? Ответ дает Анна Федосова, детский психолог и педагог по методу Монтессори. Оба вопроса касаются безопасности, помощи, свободы, ответственности и доверия, поэтому ответ на них общий, но состоит из трех частей.
Соотношение этих аспектов выбирается вами. Помощь бывает разной. Важно, как ребенок опирается на руку взрослого: самостоятельно или взрослый держит его так, что он висит наполовину. Существенно, чтобы ребенок осознавал, когда вы поддерживаете его, а когда нет, чтобы не зависеть от того, что его всегда поймут.
Ответственность за безопасность ребенка лежит на взрослом. Дети должны учиться на своих ошибках в пределах разрешенного. Доверие к детям и уверенность в себе как воспитателе необходимы для правильного развития.
Обеспечение подходящего уровня безопасности определяется взрослым. Важно сохранять баланс между защитой и возможностью саморазвития.
Следует быть готовым к изменениям в правилах в соответствии с развитием ребенка. Разбалансировка в периоды интенсивного развития нормальна и является вызовом для родителей.