««Посмотрите, мама!», «Пожалуйста!», «Нарисуй кошечку!», «Хочу на улицу!», «Мама, мама, мама…» — малыш постоянно просит вашего внимания. Он может использовать различные способы, чтобы привлечь его: если слова не срабатывают, он начнет ныть и требовать, а если и это не помогает, может начать капризничать или разрушать вокруг себя. Иногда мама может потерять терпение или отмахнуться, а затем почувствовать вину.
Малыш в свою очередь может испытать стыд или страх. Для него становится обычным видом поведения модель «зовешь — не дозовешься, кричишь — не докричишься», а если докричишься, то все равно не получишь нужного внимания.
Давайте рассмотрим, как помочь маленьким детям научиться ждать без стресса.
Предупреждаем и профилактируем
Предотвращение и профилактика гораздо более эффективны, чем борьба с негативными последствиями: детскими капризами, нытьем или истериками.
Чтобы избежать конфликтов, мы можем уделить немного внимания заранее. Например, если ребенок играл в течение некоторого времени, но теперь уже не так сосредоточен на игре.
В этот момент мы можем показать, что замечаем его — описать какое-то значимое действие или проявление интереса:
— Я заметила, что ты положил этот шарик в этот ящик.
Таким образом, мы избежим ситуаций, когда ребенок играет сам, потом отвлекается, обращается к маме и начинает требовать внимания.
Правило трех минут
После короткого разговора мы опускаемся на уровень ребенка и уделяем ему всего три минуты внимания. Таким образом, он почувствует, что мы заботимся о нем. Если после этих трех минут мы возвращаемся к своим делам, у малыша остается позитивное настроение — он лучше справляется с тем, что в данный момент не может поиграть с мамой из-за ее занятости.
Если не уделять внимания, ребенок может быть раздраженным: он уже скучает, хочет пообщаться или поиграть с мамой, а она отказывает из-за занятости.
В этом случае у него появляется предвзятое отношение, и договориться становится гораздо сложнее.
Уроки вежливости и доброты
Эти уроки проводят в группах Монтессори, чтобы воспитать дошкольников в социальных нормах поведения: как просить о помощи, благодарить, вести себя в обществе. Подобные уроки можно проводить и дома, но в положительной атмосфере.
Пример урока вежливости «Как просить о внимании»:
Мы поднимаем проблему — помогаем представить ситуацию с помощью вопроса: «Бывает ли так, что я занята, но тебе очень нужно мое внимание?» Ждем согласия и объясняем, что понимаем, как это обидно.
Мы предлагаем решение: «Если ты видишь, что я занята, но тебе срочно нужно мое внимание, просто подойди и положи руку мне на плечо.
Вот так (кладем руку на плечо ребенка). Это будет сигналом, что мне твое внимание очень важно.
Я постараюсь освободиться как можно скорее».
Мы играем с ребенком, рассказываем по телефону, а он подходит и кладет руку на наше плечо. Через несколько секунд мы реагируем: извиняемся за разговор по телефону, говорим, что нужно отвлечься и отвечаем на его вопросы. Если ребенок не готов повторить, не стоит настаивать, лучше повторить урок позже.
Не всегда удается с первого раза внедрить новые навыки в жизнь — для их закрепления нужна практика.
Вероятно, придется повторить урок более десятка раз, прежде чем ребенок начнет применять его на практике. Но при последовательном и добром подходе скоро вместо крика «Мамааа!» вы увидите детскую ручку на своем плече.
Иногда бывает сложно сразу же отреагировать в реальной жизни. В этом случае мы кладем свою руку сверху, пожимаем руку ребенка или щекочем его пальчики.
Таким образом, мы отправляем сигнал, что ребенок замечен и важен. Если он дождался нашей реакции, мы искренне благодарим его за ожидание:
— Спасибо тебе, дорогой! Мне очень приятно, ты все сделал правильно: подошел и подложил руку на мое плечо, и подождал, пока я освобожусь.
Меняем способы общения
Иногда мама разговаривает с подругой, а ребенок старается привлечь ее внимание любыми способами.
Он хочет, чтобы говорили именно с ним, а не с кем-то другим. В таких случаях мы можем использовать невербальные сигналы: обнимаем малыша, гладим его, берем на руки, касаемся его плеча или руки.
Если наши руки заняты, мы используем речь:
— Я вижу, что ты построил башню и захотел поговорить со мной.
Этот метод работает не только в тот момент, когда ребенок уже требует внимания, но и на предотвращение конфликтов.
Мини-курсы для родителей
Рекомендации экспертов и анализ реальных ситуаций.»