Когда малыш начинает ходить в школу, часто можно наблюдать два крайних подхода со стороны родителей: либо они настаивают на полной самостоятельности ребенка во всех аспектах — от подготовки портфеля до выполнения уроков, либо излишне опекают, делая всё за него. Однако истина, как обычно, находится посередине.
Первокласснику только что исполнилось шесть лет, и его жизнь изменилась. Ему еще трудно в полной мере быть ответственным за себя, он нуждается в поддержке родителей.
Как научить ребенка собирать портфель и нужно ли это вообще делать? Определенно, нужно. Важно научиться быть организованным, ведь в будущем у ребенка будут занятия на различные секции, поездки в лагерь и так далее.
Один из простых методов (полушуточный сбор портфеля) — это игра «нужно или не нужно».
Для того чтобы собраться на учебу или в бассейн, важно понимать, что именно будет нужно в каждом из случаев. Можно поступить следующим образом: возьмите разные предметы — школьные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Расставьте все это на столе и начните готовиться.
Попросите ребенка отложить то, что понадобится ему в школе.
Обсудите каждый предмет. Например, если ребенок взял пачку бумажных салфеток, спросите, нужен ли этот предмет для учебы и как его можно применить там. Если считаете, что предмет необходим для школы, предложите варианты его использования (иногда они могут быть неочевидны для ребенка).
Например, салфетками можно протереть парту, использовать в качестве туалетной бумаги, извлечь на уроке рисования и уложить на парту, протереть обувь и так далее.
Можно обсуждать различные предметы, иногда шутить. Разместить на столе абсолютно неподходящие предметы: ложку, бабушкины очки или игрушку младшего брата. Обсуждение того, что эти предметы точно не нужны в школе, обычно разряжает напряженность в подготовке: ребенок понимает, что нет смысла брать лишние вещи. Игра «нужно или не нужно» продолжается и далее, ведь есть предметы, которые всегда берутся в школу, и те, которые нужны только определенные дни.
Таким образом, эта игра продолжается каждый день на протяжении всего учебного года. Проверяя дневник, ученик определяет, нужен ли ему сегодня учебник по математике и соответственно тетрадь, или эти предметы можно оставить дома.
Это первый шаг, который могут предпринять первоклассник и его родители. Многие дети, начиная с игры «нужно или не нужно», легко учатся собирать портфель и не забывают взять все необходимое с собой. Особенно важно, что это именно игра.
Ребенок, играя, не осознает, что его действия контролируются родителями. Он чувствует себя самостоятельным и уверенным.
Конечно, нужно понимать, что может потребоваться не одна игра с ребенком, прежде чем он научится собирать портфель самостоятельно. Некоторым детям требуется целая четверть.