Перед тем, как я стала матерью, я прошла обучение по детской психологии и методике Монтессори, и работала в этой области более десяти лет. Мой опыт работы с детьми был обширным и разнообразным, и моё желание воспитывать дочь по принципам Монтессори было сильным. Однако, когда у меня появился настоящий ребёнок, я почувствовала желание довериться своей интуиции и материнскому сердцу, чтобы проверить, насколько эффективен метод Монтессори в семейной жизни.
Я внимательно наблюдала за своей дочерью, стараясь не навязывать ей свои представления, а вместо этого слушать и понимать её сигналы.
Благодаря этому опыту я стала Монтессори-мамой с момента появления малышки в моей жизни — семена знаний и навыков были посеяны давно. С появлением собственного ребёнка я имела возможность следить за их прорастанием.
Когда мои знакомые узнавали, что я работаю по методике Монтессори, они начинали задавать вопросы о том, какие игрушки использует моя дочь, как выглядит её комната, где я покупаю книги для неё.
Многие из них интересовались самим методом Монтессори и считали, что если у их ребёнка есть только деревянные игрушки, то значит, они воспитывают его по этой методике.
Мне было сложно объяснить, что для меня Монтессори — это не только игрушки, книги и мебель, а нечто более глубокое, что связано с мировоззрением. Это что-то внутреннее, что наполняет игрушки, мебель и книги для детей смыслом. В данной статье я хотела бы объединить все аспекты воспитания по методике Монтессори и поделиться своими мыслями на эту тему.
**Разум ребёнка**
Важно понимать, что ребёнок с момента рождения является разумным существом.
Он умеет наблюдать, выражать свои потребности, делать выводы и постоянно обучается. Ребёнок не пустая доска, на которую взрослый может наносить свои идеи.
Он — индивидуальность с огромным потенциалом, которая заслуживает уважения и поддержки.
**Доверие к ребёнку**
Доверие к внутреннему учителю ребёнка, его способности делать выборы и стремлению к развитию, является важным аспектом воспитания. Уважая самостоятельность и активность ребёнка, мы помогаем ему расти и развиваться, не лишая его свободы, но всегда оставаясь рядом, когда это необходимо.
**Ценность самостоятельности**
Самостоятельность и независимость от взрослых играют ключевую роль в развитии личности ребёнка. Позволяя детям делать собственные выборы и действия, мы инвестируем в их развитие и помогаем им стать уверенными и активными.
**Развитие рук и мозга**
Развитие мозга у ребёнка происходит через активность рук.
Поэтому важно предоставлять детям возможность касаться, собирать, ощупывать различные предметы, что способствует развитию мозга и сенсорики. Реальные предметы и совместная деятельность с взрослыми часто более интересны для детей, чем игрушки.
**Уважение к личности ребёнка**
Ребёнок — это отдельная личность со своими потребностями и особенностями.
Уважение к личности ребёнка является важным аспектом воспитания. Поддерживая и уважая его индивидуальность, мы помогаем ему чувствовать себя важным и достойным уважения, что способствует формированию здоровой личности.
**Роль взрослого**
В методике Монтессори роль взрослого особенная — быть наблюдателем и слугой ребёнка. Наблюдая за ребёнком, мы учимся его понимать и поддерживать его развитие, обогащая его окружение и предлагая подходящие активности и материалы.
**Совместная деятельность**
Совместная деятельность с ребёнком, включение его в повседневные дела и давание ему возможности наблюдать и участвовать, способствует его развитию и укреплению взаимоотношений в семье.
**Поощрения и наказания**
Вместо наказаний и поощрений важно давать ребёнку обратную связь о его действиях, помогая ему понимать границы и учиться справляться с собственными эмоциями и поведением.
**Наблюдение**
Наблюдение за ребёнком является ключевым методом в методике Монтессори.
Оно позволяет лучше понять ребёнка, его потребности и интересы, создавая для него благоприятную среду для развития.
Важно помнить, что ребёнок — это нечто большее, чем просто часть нашей жизни. Он учится от нас и впитывает наши примеры и подходы.
Поэтому важно стремиться к совершенству в себе, вместе с уважением к индивидуальности и развитию ребёнка.