Одной из широко обсуждаемых тем в обучении детей является тема четырех стихий: вода, огонь, земля и воздух. Эти занятия могут проводиться как в групповом формате, так и дома, включая разнообразные простые эксперименты и наглядные упражнения, которые обычно очень интересны детям.
В начале занятий по этой теме можно попросить ребенка размышлять о различиях между живым и неживым.
Путем задавания вопросов, таких как «Чем питаются животные? Растения? Могут ли камни или вода быть пищей?», можно помочь ребенку самостоятельно осознать основные и простые различия между живым и неживым: питание, размножение и рост.
Далее можно предложить ребенку упражнение с фигурками или карточками: разделить их на две группы – живое и неживое.
Первоначально ребенок может работать самостоятельно, а затем вместе можно проверить результат.
Затем можно рассказать ребенку, что неживая природа делится на четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух. Предложите ребенку выбрать предметы, принадлежащие к разным стихиям, включая как физические предметы, так и изображения. Попросите ребенка распределить эти предметы по коробочкам в зависимости от их принадлежности к определенной стихии.
Например, предметы для категории «Огонь» могут включать: свечку, спичку, фонарик, фотографию костра, карточку с цифрами «01». Для категории «Вода»: вода в пузырьке, ракушки, игрушечные рыбки, кораблик.
Для категории «Земля»: земля в пузырьке, кусочек глины, камни, игрушечный трактор. Для категории «Воздух»: прозрачная пустая баночка с крышкой, пёрышко, игрушечная птичка, воздушный шарик, бумажная ветряная мельница.
После того как ребенок распределит предметы, можно вместе проверить содержимое коробочек и обсудить, для чего каждый предмет необходим и какое значение он имеет для соответствующей стихии.