В педагогике Монтессори одним из важных понятий является «нормализация». Доктор Монтессори считала, что детская психика формируется постепенно, подобно кристаллам соли, оседающим на нитке, опущенной в раствор.
Если нарушить спокойствие сосуда, то хрупкие частицы моментально исчезают. Цель занятий по методике Монтессори заключается в том, чтобы обеспечить упорядоченную внутреннюю организацию ребенка, развивая его внутреннюю структуру, то есть происходит процесс нормализации.
Мария Монтессори указывает на то, что взрослые часто делят детей на три типа: «плохие» с недостатками, которые нужно исправить; «хорошие» (пассивные), которых ставят в пример другим; и детей с выдающимися качествами.
Второй и третий типы считаются «желательными». Родители гордятся такими детьми, даже если их общение не всегда приятно. По наблюдениям Монтессори, «плохие», «хорошие» и «замечательные» качества исчезают, как только дети увлекаются какой-либо деятельностью.
Увлеченный ребенок становится самим собой.
Следуя своим внутренним инстинктам, дети, занимающиеся тем, что доставляет им радость, переходят к спонтанной дисциплине. Монтессори считала, что нормализация представляет собой естественное состояние ребенка, позволяющее ему реализовать внутреннюю программу развития.
Любые отклонения от этого состояния Монтессори называла девиациями. При нормализации физическая и психическая энергии объединяются и направляются на саморазвитие ребенка.
Для взрослого человека нормализация напоминает вдохновение, когда он поглощен чем-то и не замечает окружающего мира, оставаясь счастливым и испытывая глубокое удовлетворение после работы.
Важные черты нормализованных детей включают глубокую, произвольную и устойчивую концентрацию, любовь к порядку, желание работать с удовольствием, произвольную самодисциплину, общительность без навязчивости, способность гармонично сосуществовать в обществе, связь с реальностью, любовь к тишине и самостоятельной работе, послушание, независимость и инициативность.
Девиантные дети, с точки зрения Монтессори, проявляют отклонения через капризность, беспорядочность, робость, лень и экстрасоциальность.
Нормализация возможна при определенных условиях, таких как полноценное питание, свобода самовыражения и исследования в окружающей среде, а также устранение всех препятствий на пути развития, особенно негативных качеств взрослых. Создание адекватных условий для нормализации требует наличия подготовленной среды, смиренной учительницы и научного материала.
Имея понимание процесса нормализации, можно помочь детям сохранять равновесие в жизни, даже при изменениях, таких как ссоры в семье, болезнь близкого или переезд.