Зная про сензитивные периоды, любой родитель сумеет создать благоприятные условия для развития своего малыша. Это значит, что он получит максимум возможностей для реализации потенциала в первые годы жизни.
Будет с интересом и удовольствием осваивать новые навыки, а взрослые перестанут переживать, что упускают что-то важное.Что такое сензитивные периоды развитияСензитивные периоды развития — это временные отрезки особой чувствительности ребёнка к формированию определённых навыков.Сензитивные периоды — движущие силы в развитии ребёнка в первые шесть лет жизни. Родитель не может насильственно ускорить это развитие, но может создать среду, которая поддержит его. Плохие материальные и психологические условия препятствуют качеству развития — при ограничениях навыки формируются с искажениями или они не формируются вовсе.Так, лучшее время для освоения речи и движений — до 3 лет. Если лишить ребёнка этого возраста возможности слышать человеческую речь, то позже он освоит её с очень большими искажениями.
Или не освоит вовсе. Наиболее яркими примерами игнорирования сензитивных периодов могут служить дети-маугли, которые воспитывались среди животных.
Они не использовали человеческую речь до шести лет, поэтому и в дальнейшем не могли научиться говорить. А их движения были больше на движения животных, нежели человеческие.Рассмотрим на примере, как можно поддержать или ограничить развитие навыка.Малыш в 3 года снова и снова пытается забраться на лестницу. Он ставит для себя задачу и готов подниматься и спускаться часами напролёт.
Это стремление не случайно, ведь в возрасте до 4,5 лет (в сензитивный период развития движений) активно формируется ходьба, и ребёнок учится достаточно высоко поднимать ноги. Благодаря этому он начинает ходить уверенней, не раскачивается и не шаркает ногами.Чтобы помочь ребёнку научиться подниматься и спускаться по ступенькам, взрослый может водить его на площадки с лестницами или установить дома спортивный уголок с лесенкой. Но одновременно взрослый может и помешать: например, постоянно держать малыша на руках или в коляске, снимать с лестницы и уводить с площадки.
Это, вероятнее всего, будет злить ребёнка и провоцировать капризы.Детьми движет внутренняя сила, которая заставляет снова и снова совершать необходимые для развития действия. Именно поэтому малыш будет стремиться на лестницу.
Если мы ограничим перемещение по лестнице, то долгое время его походка будет неуверенной, шаркающей и раскачивающейся. А при благоприятных условиях он быстро освоит нужный навык.Мозг ребёнка подобен прожектору, который выхватывает из окружающей среды то, что ему необходимо для эффективного развития в данный момент.Как учёные узнали о сензитивных периодахВ начале XX века голландский биолог Хьюго Де Фриз исследовал процесс превращения гусеницы в бабочку. Он обнаружил, что гусеница, рождённая у корней веток дерева, стремится к свету — на концах веток она находит наиболее тонкие и молодые листочки для еды.
Когда эта потребность у гусеницы удовлетворена, чувствительность к свету падает, а потом постепенно исчезает. И гусеница превращается в бабочку.Эта теория стала популярна в научном сообществе и проявилась в концепциях различных учёных. В том числе она повлияла на работы Марии Монтессори в Европе и Льва Семёновича Выготского в России.
Они считали, что то же самое происходит и с детьми — они переживают аналогичные трансформации во время своего развития.Идея существования периодов, благоприятных для определённых трансформаций и развития, укрепилась у Марии Монтессори, когда она стала изучать труды французского врача Жан Поля Гаспара Итара. Он известен как воспитатель так называемого аверонского дикаря — мальчика 12 лет, который до этого времени был полностью изолирован от людей.
Мальчик жил и воспитывался в среде животных, поэтому передвигался и общался непривычными способами.Гаспар Итар был уверен, что, если создать условия и заниматься, то ребёнок научится говорить. Мальчик действительно приобрёл какие-то навыки, но нормального для своего возраста уровня развития так и не достиг, не смог научиться говорить.Монтессори предположила, что для развития речи существует оптимальный возраст, и если этот возраст упущен, то речь не развивается. Как это и произошло с мальчиком Гаспара Итара.Во времена Марии Монтессори и Л.
С. Выготского не было доказательств существования сензитивных периодов. Учёные сделали свои выводы на основе наблюдений за детьми и оказались правы.
Недаром их считают гениями педагогической и психологической мысли.В 1996 г. были получены первые научные доказательства существования сензитивных периодов развития. Нейробиологи обнаружили, что в определённое время у детей одни нейроны становятся более активными, нежели другие. В моменты активности эти нейроны объединяются в нейронные ансамбли, которые отвечают за интерес и стремление ребёнка к определённым видам деятельности.Через какое-то время ансамбли перегруппировываются: некоторые нейроны выключаются, начинают образовываться другие нейронные связи и создаются новые.
Мозг выбирает — вот эти связи я сейчас поддержу, а эти — нет. Во время перегруппировки нейронных ансамблей малыша резко перестаёт интересовать то, чем он ещё вчера был очень увлечён.
Зато возникает интерес к другим вещам.Учёные назвали такие промежутки времени «окнами возможностей», или сензитивными периодами развития.Вот характерные особенности сензитивных периодов развития:Универсальны.Проявляются у всех детей, независимо от культуры, эпохи и семьи, в которой воспитывается ребёнок. Дети примерно в одно и то же время начинают разговаривать и ползать, возмущаться нарушению привычного уклада жизни и собирать соринки с пола. Но точное время начала, пиков и окончания индивидуально. В одном и том же возрасте некоторые дети нацелены больше на общение, другие — на движение.Временны.Сензитивные периоды начинаются и заканчиваются в течение определённого времени, не длятся всю жизнь.
Как только окно возможностей закрывается, дети начинают проявлять полное равнодушие к тому, что ещё совсем недавно притягивало и интересовало их. Последующее освоение навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким и радостным.
Часто эти навыки вне чувствительного периода осваиваются с какими-то нарушениями. Например, для изучения нового языка в старшем возрасте приходится прилагать больше усилий, чем в сензитивный период развития языка.Бессознательны.Дети абсолютно не осознают, что с ними происходит. У них внутри как будто некий двигатель, который влечёт к тем или иным предметам или явлениям в окружающей среде.
Малыши не могут сказать: «Мама, у меня начался сензитивный период развития речи, поэтому мне необходимо тесное общение и книги». Так что нам нужно самим наблюдать и определять пики.Зачем родителям знать о сензитивных периодахЗнания о том, что такое сензитивные периоды, меняют подход к воспитанию и помогают лучше понимать своего малыша. А в идеале — создавать оптимальные условия для его развития.Мы говорим про разумное развитие — следование за темпами своего ребёнка, за его природными особенностями. Каждому навыку — своё время, а попытки ускорить развитие приводят к фрустрации малыша.
Всему своё время, и это время может быть упущено, если мы навязываем несвоевременные занятия. Очень хорошая аналогия последствий таких действий приведена в мультфильме «Гагарин».Режиссёр Алексей Харитиди, студия PilotБлагодаря знаниям о сензитивных периодах родителю становится понятно, почему ребёнок непрерывно повторяет одну и ту же деятельность. Например, научился открывать и закрывать дверь — и теперь до бесконечности закрывает и открывает. Почему устраивает истерику при смене привычного распорядка дня или когда его отрывают от деятельности.
Почему малыш всё тянет в рот и перемещается без остановки. Почему указывает на предметы и по многу раз требует услышать их названия.Психологические потребности человека в сензитивные периоды можно сравнить с желанием утолить голод.
Когда мы голодны, нам нужно поесть, а все остальные потребности отходят на второй план.Голод можно утолить разными способами:Съесть полезную еду. Тогда наш организм получит наибольшую пользу — мы восстановим силы и получим энергию для деятельности.Перекусить в фастфуд-ресторане, чипсами или полуфабрикатами. В этом случае наше тело получит гораздо меньше полезных питательных веществ, мы можем почувствовать тяжесть в желудке и через короткое время снова проголодаемся.Если же еды нет вообще, то мы будем сначала испытывать терпимый дискомфорт, а потом и страдания.
Эти страдания усугубятся, если перед нами будет стоять полный стол еды, но мы не сможем её получить. Протянем к ней руку, а нас ударят по руке: «Отойди, это брать нельзя!» И вместо еды предложат мультфильм или раскраску: «Сиди тихо, не делай это, не трогай то»Подобная аналогия позволяет нам понять состояние ребёнка, когда у него есть какое-то внутреннее стремление и жажда деятельности. А окружающая среда либо предоставляет ему возможность удовлетворить эту потребность, либо препятствует и направляет его на что-то другое.
И он будет испытывать страх, агрессию, печаль или гнев.Основные сензитивные периодыУ учёных до сих пор нет единого мнения, сколько окон возможностей открывается перед ребёнком. Мария Монтессори не выделила чёткого списка, поэтому в работах последователей указаны четыре, пять, шесть и даже двенадцать.Мы рассмотрим шесть сензитивных периодов:Развитие речи: с 7 месяцев внутриутробного периода до 9 лет, пик 1–2,5Развитие движений: от рождения до 4,5 лет, пик 2–2,5Восприятие порядка: от рождения до 4 лет, пик 2–2,5Развитие и утончение органов чувств: с рождения до 4 лет, пик 3–3,5Восприятие мелких деталей: от 1,5 до 2,5 летПериод освоения социальных навыков и норм от 2,5 до 5,5 лет, пик в 4,5Таблица сензитивных периодов. Затемнённые участки показывают примерные пики проявленияВосприятие порядкаДлится от рождения до 4 лет, наивысшая интенсивность приходится на 2–2,5 года.Беспорядок дезорганизует малышей и приводит к стрессу.
Более того, в неупорядоченной среде у них не формируется устойчивого представления о мире как о чём-то базовом и безопасном. Порядок служит опорой, а хаос приводит к повышенной тревожности, неуверенности, капризам и истерикам.Порядок — это стабильность и безопасность.Малышу необходим порядок в трёх сферах:в окружающей среде;во времени;в поведении взрослых по отношению к ребёнку.Порядок в окружающей среде.Важно, чтобы ребёнок мог найти одну и ту же вещь на одном и том же месте, это помогает ему разобраться в назначении предметов. Он начинает понимать, что посуда используется для еды, а игрушки — для игры.
Что после прогулки мы разуваемся в прихожей, а едим — за столом. Должен быть свой уголок для развивающих занятий и место для сна.В моей практике был критический случай, когда к семье с двухлетней девочкой приехал дедушка. Дедушку поселили в комнату внучки, а внучку — к родителям.
Внезапно малышка стала проявлять вспышки агрессии — она раскидывала предметы, пыталась укусить других детей в саду, проявляла аутоагрессию: падала, ударялась об углы мебели.Был случай, когда она дома разбила лоб и пришлось его зашивать. Такое поведение объяснялось тем, что девочка была в сензитивном периоде восприятия порядка. Я посоветовала родителям переселить дедушку в их комнату, а малышку вернуть в свою.
После возврата к привычному укладу у девочки прекратились вспышки агрессии и травматизм. Постепенно она вернулась в привычное состояние.Ближе к двум годам, в «разгар» сензитивного периода порядка, малыш проявляет особенно сильную настойчивость к соблюдению привычного для него порядка. Он сам пытается вернуть предметы на место и возмущается, если вы при чтении решили сократить знакомую историю: «Нет!
Сначала мальчик позвал кота!»Порядок во времени.Для малыша очень важна последовательность в событиях — чтобы всё происходило одинаково изо дня в день. Например, чтобы он ложился спать в одно и то же время, после одних и тех же ритуалов. Поэтому взрослым необходимо контролировать режим дня ребёнка.Кроме чувства безопасности, порядок во времени поможет малышу осознать свой ритм дня — запустит ход внутренних биологических часов, на которые проще всего опираться в раннем детстве.Порядок в поведении взрослых по отношению к ребёнку.Это значит, что все члены семьи одинаково реагируют на одни и те же поступки детей.
Если мама запрещает есть перед телевизором, то этой стратегии придерживаются и папа, и дедушка с бабушкой.Когда взрослые требуют разное, то малышу очень сложно приспособиться. С возрастом он начнёт этим пользоваться, лавируя между родителями, но это не сформирует у него чувство безопасности и защищённости. Скорее, это научит его лгать и он будет очень легко манипулировать мамой или папой.Одним из наиболее интересных проявлений сензитивного периода порядка выступает то, что дети всё время проверяют границы.
Они часто нарушают какое-либо правило и смотрят, как на это реагируют члены семьи. Родители могут истолковать это как проявление вредности или плохого характера. На самом деле это не так.
Он делает это не из вредности, а чтобы убедиться, что правило осталось неизменным. Он как бы подтверждает для себя, что да, правило существует, оно постоянно, среда безопасна.Если родитель начинает менять правила и идти на попятную, это вызывает ещё больше беспокойства малыша.
Он начинает проверять границы всё дальше и дальше, нарушая одно правило за другим. И в итоге его поведение становится неуправляемым.Рассмотрим пример, когда малыш всегда мыл руки перед едой, а в один прекрасный день отказался это делать. Маме следует в этой ситуации спокойно напомнить о правиле и настоять на своём.
Важный ключ — тон должен быть спокойным. Но малыш лишается возможности сесть за стол с грязными руками.
Он может устроить истерику, пытаться взять еду грязными руками, но родителям важно спокойно повторить правило и успокоить малыша.Правило не должно измениться из-за истерики. Если сиюминутное желание удовлетворено из-за истерики, значит, истерика — это способ получить, что захотелось.
Способ, который выматывает не только вас, но и малыша. Хотя он вроде бы добивается цели, спокойствия он не чувствует, так как непостоянство правил его нервирует. В этом случае истерики только усилятся.
А если проявить твёрдость в соблюдении правила, то уже на следующий день малыш пойдёт и спокойно вымоет руки перед едой — он понял, что это правило нерушимо и порядок в его жизни восстановлен. Такое поведение мамы покажет, что потребности учитываются.Развитие движенийЭтот сензитивный период развития ребёнка длится от рождения до 4,5 лет, пик приходится на 2–2,5 года.Ребёнок проходит колоссальный путь в развитии движений: в первый месяц жизни он с трудом приподнимает головку, а уже через год пытается сделать первый шаг и закинуть мячик в корзину.Развитие движений и действий проходит по заданной биологической программе.Освоение движений идёт сверху вниз: сначала начинает активно действовать голова, потом плечи, туловище и последними подключаются ноги. То есть дети сначала учатся держать голову, затем переворачиваются с бока на бок, затем садятся и т. д.Мы не можем насильно ускорить двигательное развитие малыша, ведь для любого нового действия должна созреть соответствующая биологическая база.
Поэтому ничего нельзя делать за него. То есть мы не вкладываем малышу в руку игрушку, не переворачиваем насильно, не помогаем ползать или ходить — мы ждём, когда созреют биологические механизмы и он будет готов сам совершить движение.Все движения ребёнок должен делать сам: сам начинать ходить, сам садиться и пользоваться ложкой. Тогда он учится тому, к чему готов. Если взрослый начинает совершать за него какие-то движения или помогает ему, малыш оказывается в зависимом положении и получает искажённый посыл.
Когда мама водит за руки, то даёт информацию, что тот может ходить сам, но это не так. Плюс малыш в это время должен ползать, а его водят за руку.Если перенаправлять интерес на другую деятельность, то можно вызвать нарушения или отставание в развитии.Есть дети, которые не ползают.
Это часто связано с ограничением пространства — когда ребёнка помещают в манеж или ходунки или постоянно носят на руках. И тем самым забирают возможности для развития естественного движения в соответствующий сензитивный период. Из-за этого нарушается формирование межполушарных связей и задерживается процесс ходьбы.
А позднее могут возникать трудности с координацией сложных движений, требующих согласованности от обеих рук.Если развитие происходит несвоевременно, могут быть сложности и с мелкой моторикой. Как в случаях, когда школьник не может налить чай в чашку, постоянно его разливает. Или испытывает сложности с тем, чтобы научиться держать ручку.
Ограничение моторной активности в нужное время приводит к серьёзным последствиям в развитии не только моторики, но и интеллекта.Мы можем создать условия для лучшего освоения навыков.Когда мы знаем о сензитивных периодах, следуем за естественным темпом своего ребёнка, убираем препятствия и предлагаем возможности — тогда он получает лучшие условия для развития.Например, малыш начинает карабкаться по наклонным поверхностям, поднимается и спускается много раз. Мы можем ограничить его движение и перенаправить на другое занятие, тем самым создав препятствие для освоения навыка. А можем дать возможности — поставить в комнату треугольник Пиклер или накидать подушек, чтобы он мог освоить новый навык и усовершенствовать его.Как развиваются движения до годаКак развиваются движения с 1 до 3 летРазвитие речиЭтот сензитивный период охватывает период с 7 месяцев внутриутробного развития до 9 лет, пик приходится на 1–2,5.Включает в себя несколько подпериодов:развитие устной речи;письмо;чтение.Развитие речи до года.В младенчестве закладываются основные предпосылки для формирования речи на более поздних этапах.
Ребёнок знакомится со словесными формами, начинает понимать речь и повторять звуки, накапливает содержательную часть речи и связи с теми, кто заботится о нём.Ребёнку очень важно установить глубокие эмоциональные связи с близкими людьми. Сам контакт служит важным условием для развития речи — именно значимый взрослый вводит детей в мир языка.
Речь развивается только через коммуникации со взрослым и для коммуникации с ним. Если в сензитивный период развития речи малыш лишён общения или оно каким-то образом затруднено, речь развиваться не будет.Для развития речи без нарушений нужны принимающий и слушающий человек, его грамотная речь и уважительное отношение к детской речи.Контакт с родителем создаёт состояние свободы, раскованности, комфорта, в результате чего у малыша возникает непроизвольная вокализация.
Непосредственное общение и внимательное взаимодействие со взрослым также помогает развитию артикуляции и стимулирует к дальнейшей самостоятельной речи. Аудио- и видеозаписи лишены эмоциональной вовлечённости во взаимодействие, поэтому не работают.Важна заинтересованность мамы или папы в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает, у малыша формируется слуховое сосредоточение, и он тоже учится слушать окружающих людей. Специалисты уверены, что только такое поведение ведёт к реализации сензитивного периода развития речи.К концу года малыш понимает названия большинства своих игрушек, знает названия предметов, с которыми взаимодействует, понимает глаголы простых действий — пить, ходить, лежать, спать.
Внешне он совершенно точно воспроизводит речевое общение, хотя никакого содержания в его лепете нет. Но взрослый без труда понимает, что хочет сказать его малыш.Вскоре появляются отдельные слова: например, «няй-няй» (дай), «аф-аф» (собака), «ам-ам» (кушать). В активном словаре может быть от 4 до 15 слов, а пассивный словарь примерно в три раза больше.С 1 до 3 лет происходит много важных изменений:прямохождение и речь становятся основными стимулами для дальнейшего развития.
Ребёнок скачкообразно переходит на совершенно новый этап. С этого возраста деятельность малыша усложняется, возникает стремление к содержательному общению по поводу различных предметов.Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром. То есть он называет те предметы, тех людей и те действия, с которыми сталкивался.
В этом возрасте формируется активное слушание литературных произведений, рассказов других людей. Благодаря этому малыш расширяет свой словарный запас.Для этого периода очень важно слышать грамотную речь и полные слова. Не стоит использовать уменьшительно-ласкательные формы, сюсюкать и говорить словоформами ребёнка.
Важна грамотная речь и правильное согласование слов в предложении.Какую речь услышит ребёнок, настолько грамотно будет говорить.В этом возрасте дети способны овладеть двумя, тремя и даже более языками. Но они должны общаться с носителями этих языков.
Если изучение второго языка предлагается в виде механических занятий, не связанных с его реальной жизнью, то этот язык не будет освоен. Более того, такая практика может привести к путанице при освоении родной речи.Развитие речи от 3 до 6 лет.К 3 годам ребёнок уже понимает все основные вопросы, которые к нему обращены: «кто», «где», «как»; чуть позже — «зачем» и «почему».Речь начинает выполнять функцию планирования деятельности. Если трёхлетка сначала построил башню и констатирует факт: «Я построил башню», то вскоре он скажет: «А сейчас я буду строить башню», — и начинает строить башню.В период от 3,5 до 4 лет с помощью речи ребёнок уже решает свои задачи — он может попросить другого ребёнка дать ему карандаш или закрыть дверь, чтобы не идти самому.
Также у него возникает интерес к звукам и буквам. И если этот интерес поддержать, то к 5 годам человек начинает спонтанно писать отдельные слова и без принуждения учиться читать. А потом так же непринуждённо осваивает грамматические нормы языка. Именно к этому ведёт вся логика речевого развития.Восприятие мелких деталейЭто самый короткий сензитивный период, он длится с 1,5 до 2,5 лет.Со стороны может показаться, что это незначительный и даже опасный период — малыш постоянно выискивает мелкие предметы: пуговицы, травинки, хлебные крошки.
Он буквально заворожён ими. Ребёнок даже может бросить на пол стакан и с удовольствием наблюдать, как тот разлетается на мелкие кусочки. Он долгое время сосредоточенно собирает с пола или земли почти невидимые соринки или букашек и с гордостью показывает взрослым.Этот интерес к маленьким предметам связан с развитием способности выделять детали в целостной картине восприятия.
Он приведёт к освоению пинцентного захвата, который поможет при шитье, застёгивании пуговиц, письме и в других тонких движениях.Важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для реализации интереса (но обязательно под присмотром).Занятия творчеством. Когда малыш прилепляет скатанные пластилиновые шарики на картинку с божьей коровкой или вдавливает бусинки в пластилиновую лепёшку, наклеивает на бумагу небольшие элементы аппликации.Игрушки. Калейдоскоп, мозаику, конструктор, нанизывание бусин, сортировку мелких предметов или их поиск в кинетическом песке.Участие в готовке.
Раскладывать кусочки продуктов на пиццу или печенье, нарезать овощи и фрукты, отделять от веточек ягоды красной смородины или виноградинки.Во время сензитивного периода восприятия мелких предметов ребёнок подмечает мельчайшие детали на картинах. И здесь на помощь родителям приходят виммельбухи — книги-гляделки с множеством мелких изображений.Развитие и утончение чувствЭтот сензитивный период охватывает возраст от рождения до 4 лет, пик проявляется в 3–3,5.Чувства — это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающей средой. Они вызывают образование нейронных связей, ответственных за сенсорное восприятие.
Малыш начинает правильно интерпретировать и классифицировать сенсорные сигналы: перец горький, а мёд сладкий; пуфик мягкий, а стол жёсткий.К чувствам мы относим зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и проприоцепцию. Мария Монтессори выделяла ещё стереогностическое чувство: оно складывается из ощущений пальцев — когда мы закрываем глаза, ощупываем предмет и узнаём его.Ребёнок обладает почти всеми чувствами уже в момент рождения, но в первые годы жизни он постоянно развивает и утончает восприятие. На пике периода он внезапно начинает активно прислушиваться и принюхиваться, пытается извлекать звуки из всех предметов, норовит понюхать каждый цветочек.Что делать, чтобы не упустить этот сензитивный период?
Постарайтесь обогатить пространство чувственными стимулами — предметами разных материалов, форм, запахов, вкусов, свойств, узоров и естественных цветов. Слушайте разные мелодии и звуки природы, ходите на концерты классической музыки, организуйте уголок с музыкальными инструментами.
Предлагайте ребёнку пробовать разные вкусы и запахи, узнавать их с закрытыми глазами.Такое разнообразие поможет ему получить много сенсорных впечатлений и лучше разобраться в устройстве окружающего мира.Освоение социальных навыков и нормНачинается в 2,5 года, пик приходится на 4,5, заканчивается к 5,5.Ребёнок с рождения впитывает культурные нормы. Но во время сензитивного периода он особенно легко осваивает правила общения с окружающими: учится здороваться, прощаться, высказывать просьбу, знакомиться, вести себя за столом и в общественных местах, дарить и принимать подарки, поздравлять с праздниками, не бить других детей и не кусаться.Большинство правил дети усваивают, подражая родителям. Видят, как мама здоровается с продавцами и соседями и тоже начинают здороваться. Мама вежливо общается с папой, и они учатся вежливости: «Мама, подай, пожалуйста, хлеб».Некоторые правила мы прививаем намеренно при возникновении неприемлемой ситуации: «Говори тише.
Соседи снизу уже спят, ты можешь их разбудить. Давай почитаем книжку?»В Монтессори-группах мы проводим специальные уроки вежливости — дети с помощью педагогов проигрывают сценки, как вести себя в разных ситуациях.
Такие уроки можно проводить и в семье.Пример урока вежливости:Подберите подходящий момент, когда ребёнок спокоен и расположен к общению: «Сегодня я расскажу тебе, как можно попросить кого-то передать предмет».Проговорите ситуацию, которую вы будете разбирать: «Иногда ты хочешь взять книгу с полки, но не можешь до неё дотянуться».Расскажите и покажите, что нужно сделать: «Ты можешь сказать: „Мама, достань, пожалуйста, эту книгу“ или „Мама, не могла бы ты передать мне эту книгу“. А в конце скажи „спасибо“.
Попробуем?»Попросите повторить и сделайте вывод: «Теперь ты знаешь, как попросить помощь и поблагодарить».Если ребёнок забыл о правиле — вы можете вернуться к уроку. Постарайтесь обойтись без комментариев, а просто напомните: «Я уверена, ты знаешь, как надо делать, но сейчас ты забыл.
Такое случается, постарайся запомнить».До 2,5 лет малыш хоть и выражает радость при виде других детей, но всё же предпочитает играть самостоятельно. Дошкольный интерес к другим детям усиливается — трёхлетка уже хочет общаться с ними, дружить, делать что-то вместе.
Поэтому в это время важно дать как можно больше возможностей общения с другими детьми: в саду или на площадке у дома. Так он сможет усвоить нормы общения не только с отдельными детьми, но и в группе, научится договариваться и решать конфликты.Как определить сензитивные периоды у своего ребёнкаСензитивные периоды протекают плавно, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить длительность, точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребёнок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для её организации.Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода.У ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам.Как когда он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву.
Такое внимание показывает нам, что он в сензитивном периоде развития языка (а именно — чтения).Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с огромным энтузиазмом, энергией, усердием.Когда учится вставать, то держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такое активное движение говорит нам, что начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребёнка к усталости и апатии.Наоборот, его активность возрастает, он становится всё более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами.
Дошкольники много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причём рисуют они каждый день и подолгу.
Таким образом ребёнок неосознанно готовит руку к письму.Взрослые могут быть недовольны, что ребёнок столько времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занялся чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т. д.
Его могут отвести на занятия по подготовке к школе, где предложат прописывать буквы. Но в результате такой подход демотивирует по отношению к письму.Если в момент деятельности ребёнка прерывают или мешают его деятельности, он проявляет крайнее недовольство.Это стресс, когда малыш увлечён и кто-то его позвал или прервал. Он не почувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому в процессе прерывания может вести себя совершенно неадекватно.Иногда родители неуважительно относятся к детской деятельности, считая, что она не так важна, как их дела. Неосведомлённый взрослый может полагать, что ребёнок занимается какими-то незначительными вещами и его можно остановить в любой момент.Например, так происходит, когда съезжает с горки один раз, другой, третий и родители считают, что они лучше знают, сколько раз достаточно для него: «Хватит уже кататься, иди в песочнице поиграй».
Другое дело, когда действительно пора уходить — тогда можно заранее предупредить: «Скатись с горки три раза, и мы пойдём домой».Удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности.Несмотря на длительность занятия, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — показать рисунок или аппликацию.Ребёнок в сензитивном периоде легко учится, получает знания и навыки.Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и просто не происходит.Если ребёнок учится ходить в сензитивный период, то он осваивает этот навык очень быстро, за пару месяцев.
Сначала он ползает, а затем встаёт, делает шаги с опорой и начинает ходить самостоятельно. Но если ребёнка носили долго на руках или помещали в ходунки, то его мышцы не окрепнут для ходьбы, и это может существенно отодвинуть первые шаги.После удовлетворения потребности у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало.В период около 2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку постоянно хочется носить перед собой тяжести.
Природа предусмотрела этот период для того, чтобы тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы.Ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью носит эти предметы. Как только этот период проходит, ребёнок начинает ходить уверено, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей у ребёнка резко пропадает.
И уже если вы предложите ему принести что-то тяжёлое, он откажется.Что делать, если окна возможностей уже закрылисьЕсли сензитивные периоды уже упущены, мы не сможем их вернуть. Поэтому остаётся только смириться, что не было знаний и мы не смогли уделить внимание важному в развитии своего малыша.Но не стоит отчаиваться или винить себя, дети не такие уж хрупкие — они гибкие, сильные и стойкие.
Присмотритесь, ведь прямо сейчас ребёнок демонстрирует свой новый интерес. Поэтому можно сосредоточиться на том, чтобы предоставить как можно больше возможностей для реализации текущих потребностей.Упущенные навыки можно прививать постепенно. Начались с дошкольником конфликты по поводу порядка — придётся набраться терпения и постоянно напоминать ребёнку о необходимости убирать за собой. Пропустили этап ползания — можно будет наверстать играми в лабиринтах или скалолазанием.
У ребёнка это не будет вызывать особой радости и интереса, ему понадобится приложить больше усилий, но навыки он усвоит. Пусть и не так идеально, как в сензитивном периоде.В статье мы подробно рассмотрели, что такое сензитивные периоды и как знания о них помогают создавать лучшие условия для развития детей. Никогда у ребёнка не будет настолько благоприятных возможностей для освоения новых навыков, как в эти периоды — ведь в них сосредоточены все потребности физического и психического развития.
Если же мы их упускаем, то они уходят безвозвратно.Когда мы видим потребности своего малыша, отзываемся на них и улучшаем среду, то уходят капризы, истерики и нытьё. Настаёт время положительных эмоций: радости, гордости от успехов, увлечённости. Мы не встречаем проблем и трудностей.
Ведь теперь наш ребёнок занят действительно важными занятиями, которыми интересуется на пике своей восприимчивости.Коротко о главномРодителям важно знать, в каком возрасте обычно начинается тот или иной сензитивный период и как определить, что он начался и закончился. Это поможет создать для ребёнка условия, отвечающие потребностям его развития и лучше всего подходящие для освоения конкретных навыков.Возрастная сензитивность к порядку, развитию движений, речи, восприятию мелких деталей, развития и уточнения чувств, освоения социальных норм и др. начинается и заканчивается в разное время у каждого малыша.Внимательность, компетентность родителей и готовность проводить с малышом много времени — важнейшие условия развития ребёнка в наиболее подходящий для этого период.Наблюдая, можно увидеть, когда и какие занятия лучше предложить своему ребёнку. Опираться необходимо на деятельность, которая интересует и увлекает малыша больше всего.
К которой внезапно появился интерес.Если период наибольшей чувствительности к освоению навыков упущен, нужно обучать ребёнка постепенно. Да, процесс будет проходить медленнее. Однако это не значит, что для человека возможность научиться чему-то утеряна совсем.
Вопрос в скорости, сложности обучения и качестве результата.Материал подготовлен по курсу Монтессори-педагога и к. п.
н. В. Н. Могилёвой«Сензитивные периоды развития ребёнка»Фото Анны Ефремовой, Марии Лучаниновой, Ольги Горевой, Татьяны Харченко и из нашего Монтессори-центра «Отрада»Инфографика Ирины Козиной