В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями развития речи. По сравнению с 1990-ми годами, когда я начала работать логопедом, я отмечаю резкое ухудшение ситуации в начале 2000-х.
Возможно, это связано с появлением интернета в нашей жизни и другими неизвестными факторами.
Сегодня все больше детей не начинают разговаривать в 2 или даже 3 года, что вызывает беспокойство у некоторых молодых педиатров. Хотя врачи утверждают, что ребенок имеет право на индивидуальный темп развития и до 5 лет о речи можно не беспокоиться, есть одна проблема: сензитивный период развития речи заканчивается к 6 годам.
Начать развивать речь ребенка только в 5 лет может привести к упущению возможностей.
Речевое развитие начинается задолго до рождения ребенка. Уже после 21-й недели внутриутробной жизни малыш начинает реагировать на звуки, особенно на голос мамы. Это создает основу для восприятия родного языка и обучения.
Развитие речи также зависит от развития вестибулярной системы, которая формируется благодаря движениям, совершаемым матерью.
Первый тест на зрелость нервной системы новорожденного — способность сосать грудное молоко, что также является предсказателем развития речи.
Важно создавать условия для общения с ребенком с самого раннего возраста. С первых недель жизни малыш общается с мамой и семьей, используя крик, улыбки, звуки и жесты. Постепенно крик уступает место другим средствам общения.
К 12 месяцам ребенок начинает произносить слова, а к 2 годам уже использует простые фразы.
Важно заметить задержку в развитии речи и принять меры заранее.
Если у ребенка возникают признаки задержки речевого развития, важно обратиться к специалистам как можно раньше. Недостаток общения, проблемы со слухом или неврологические причины могут стать причиной задержки в развитии.
Создание благоприятной обстановки для развития речи ребенка имеет ключевое значение. Общение с малышом, чтение вслух, пение, использование жестов, ограничение времени перед экраном, а также поощрение самостоятельности и развитие навыков общения могут способствовать успешному речевому развитию.
Забота о развитии речи ребенка в раннем возрасте — залог успешного обучения и коммуникации в будущем.
Важно начинать работу над развитием речи до двухлетнего возраста, чтобы воспользоваться стратегическим запасом нервных клеток и связей в мозге, который активно используется в процессе взаимодействия с окружающим миром.