Буллинг: травля в школе

Буллинг в школе: как остановить детскую травлюБуллинг — это не просто новое явление, которое недавно появилось в обсуждениях педагогических тем. Это тревожное явление — травля детей в школе стала обыденностью: насилие, преимущественно психологическое, все чаще происходит в учебных заведениях.

Термин «буллинг» появился в Великобритании в 1985 году, хотя само явление было известно еще в начале XX века, когда появились первые публикации об этом. Понятие буллинга охватывает различные формы травли и психологического насилия, которые не зависят от возраста, пола или социального статуса ученика. Цель издевательств заключается в подавлении индивидуальности и личных качеств ребенка.

Обычно издевается другой ученик — «гонитель» (название происходит от английского слова «bully» — хулиган). Он делает это перед целой группой «наблюдателей» детей, чтобы произвести впечатление на них. Однако также существует коллективная форма травли, в которой участвуют несколько преследователей.

Для этого лучше использовать другой термин — моббинг (от англ. «mob» — толпа).

Считается, что моббинг — это более мягкая форма травли, а буллинг — более острая, но, по мнению автора, это неверный подход к проблеме. СтатистикаУ западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергаются школьным издевательствам. С возрастом подростков, распространенность этого явления снижается. Однако буллинг встречается не только в школе, но и в детских садах, а также среди взрослых.

Исследования в российских школах начались значительно позже — в конце 2000-х годов. Они также показали, что издевательства являются массовым явлением. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже сталкивались с издевательствами со стороны других детей.

У подростков в возрасте 15 лет эти показатели ниже — 13 и 12% соответственно. Однако с точки зрения автора, эти данные могут быть занижены. Возможно, это статистика из «благополучной» школы.

И она определенно не включает детей, которые сами являются инициаторами издевательств, что представляет наибольший риск. Наблюдения показывают, что буллинг более распространенное явление в России, чем в западных странах. В целом, трудно найти взрослого, который бы мог сказать, что не был жертвой дискриминации или не участвовал в ней в школьные годы.Буллинг оказывает негативное воздействие не только на жертву, но и на инициаторов. Опасность этого явления для общества часто недооценивается.

Существует безразличное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей и общества в целом. Нередко родители жертв поддерживают и даже поощряют издевательства, считая, что дети должны сталкиваться с трудностями. Однако буллинг имеет серьезные последствия. Существует множество случаев, когда травля приводила к попыткам самоубийства.

Кроме того, все чаще жертвы буллинга пытаются мстить обидчикам с помощью ножей или ружей. Вместо того, чтобы бороться с корнями проблемы — побуждением к насилию в детской среде, часто усиливаются контроль и охрана, что на самом деле приводит к обратному результату.Буллинг в образовательных учреждениях часто скрывается.

В центре внимания общественности оказываются лишь самые шумные случаи, которые невозможно скрыть. Важно понимать, что большинство случаев буллинга остаются незамеченными. В этих случаях травля не приводит к криминальным действиям, но приводит к деформации личности, учебной демотивации, ненависти к школе и глубокой депрессии у жертвы. Для инициаторов также есть последствия.

Агрессивное поведение, оставшееся безнаказанным и незамеченным взрослыми, закрепляется и проявляется позже в других ситуациях и по другим поводам. Уровень агрессии и ее результатов увеличивается, так как опасное поведение рано или поздно будет замечено и пресечено.5 причин буллингаДля решения проблемы буллинга необходимо понимание причин. Неправильное понимание мотивов может привести к усилению травли и более ярким проявлениям.

Первая причина — жертвами травли часто становятся ученики, отличающиеся своей индивидуальностью и особенностями, как положительными, так и отрицательными. Вторая причина — трактовка мотивов травли как стремления установить социальную иерархию неверна. Буллинг существует даже у детей в возрасте 3-6 лет, когда социальная иерархия не является приоритетной.

Третья причина — почти любой конфликт детей, даже кажущийся случайным, является частью долгосрочной динамики травли. Четвертая причина — родители гонителей зачастую поддерживают детей в этой роли, в то время как родители жертв критикуют своих детей. Пятая причина заключается в неспособности традиционной школьной системы противостоять травле и преследованиям детей. Учителям трудно контролировать ситуацию вне уроков.Сама по себе система оценок и отметок в школе является источником буллинга и моббинга.

Даже одна плохая отметка может стать поводом для травли. Педагогические действия могут случайно спровоцировать буллинг.Буллинг: как остановить детскую травлюСуществует множество методов для остановки буллинга, но многие из них лишь модифицируют издевательства, перенося их на новый уровень. Буллинг — это не просто побочный эффект социализации, а проявление подсознательных инстинктов, свойственных детям в возрасте 6-12 лет.

Психологические механизмы, приводящие к травле, сформировались у человека за сотни тысяч лет истории. Для противодействия буллингу необходимо создать развивающую среду, основанную на гуманистических ценностях и уважении к личности ребенка.Советы родителямСамое главное — поддерживать ребенка, если он стал жертвой травли. Не стоит постоянно напоминать ему об инциденте, это может усугубить ситуацию. Важно научить ребенка не реагировать на провокации и демонстрировать невозмутимость.

Если ситуация выходит из-под контроля, стоит обратиться к администрации школы и другим родителям. Помните, что гонителями часто движет низкая самооценка и стремление повысить ее за счет других.

Запись опубликована в рубрике Родители и дети. Добавьте в закладки постоянную ссылку.