Сегодня все большую популярность приобретают развивающие игрушки в стиле Монтессори, однако часто они не являются подлинными материалами по методике Монтессори. Одним из таких примеров являются бизиборды для детей. В интернете множество ссылок на магазины, предлагающие «развивающие доски», а также инструкции о том, как самостоятельно создать бизиборд.
Давайте разберемся, действительно ли это пособие необходимо дома и соответствует ли оно принципам Монтессори.
Почему бизиборды не соответствуют методике Монтессори? Посмотрим на учебную среду. В оригинальной методике Монтессори не существует понятия «бизиборд для детей»: в классе для малышей (возраст 1–3 года) согласно международным стандартам не будет специальных панелей с бусинками, различными поверхностями и другими аксессуарами.
Вместо этого можно увидеть панели с замочками, рамки с застежками, различные предметы для открывания и закрывания. Каждый такой элемент выполняет определенную функцию, обладает изоляцией сложности и связан с реальными действиями.
Например, если это баночки или контейнеры для открывания и закрывания, то они присутствуют в среде, потому что ребенку необходимы эти навыки для работы с последующими материалами и ухода за окружающим миром.
Рамки с застежками помогают развить у ребенка независимость и самостоятельность при переодевании и уходе за собой. А панель с замочками позволяет ребенку открывать все дверцы, а внутри могут быть картинки или предметы.
Однако дома ситуация может быть иной. Бизиборд представляет собой смесь всех вышеперечисленных материалов. Просматривая различные примеры бизибордов по методике Монтессори в Интернете, можно заметить, что они часто создаются без учета потребностей и особенностей конкретного ребенка.
Бизиборды часто предлагаются маленьким детям.
Однако, если говорить о подходящем возрасте для игры с бизибордом, то это обычно дети старше одного года. В этом возрасте ребенок начинает познавать мир через руки, а не только через рот.
Важно отметить, что на бизиборде отсутствует изоляция цели. Например, если задача — открывание и закрывание замков, то не стоит добавлять липучки, кнопки и другие элементы. Для развития навыков расстегивания и застегивания лучше использовать обычную одежду.
Также на бизиборде отсутствует изоляция сложности. В возрасте 1–3 года дети часто еще не готовы к сложным задачам, таким как шнуровка или работа со счетами, поэтому слишком простые механизмы на бизиборде могут быть недостаточно стимулирующими.
И еще один недостаток бизибордов — отсутствие реальной деятельности. Многие из них сводятся к простому открыванию замочков или застежек без дальнейших действий.
Это может не способствовать развитию навыков независимости, концентрации и самостоятельности, которые так важны согласно методике Монтессори.
В заключение, хочется отметить, что бизиборды могут частично способствовать развитию моторики у детей, однако для развития других важных навыков, таких как независимость и концентрация, лучше организовать упражнения практической жизни дома. Ведь в окружении ребенка есть множество возможностей для полноценного развития.