«Родители хорошо осознают, что выяснить у ребёнка, как прошел его день, не так просто. Задавать вопрос «Как прошёл день?» может показаться бессмысленным, так как это призывает к оценке целого дня одним-двумя словами, например, «хорошо», «плохо», «интересно». Вопрос «Что ты сегодня делал?» также не всегда поможет понять, что происходило. Даже если утром ребёнок был счастлив и занимался чем-то интересным, вечером он может сказать, что ничего не делал весь день.
Это не означает, что он бездельничал, просто может показаться так со стороны.
Акцентируя внимание на определенных аспектах, можно привлечь больше интереса ребёнка. Лучше не спрашивать напрямую о выполненных математических задачах, а задавать открытые вопросы, которые помогут ребёнку размышлять и устанавливать связи между событиями. Такой подход поможет развить у ребёнка умение обдумывать свои действия, искать новые решения и укрепит его уверенность.
Чтобы разговорить ребёнка, полезно задавать уточняющие вопросы, такие как «Например?», «Почему?», «Расскажешь?».
Эти вопросы могут помочь ребёнку мыслить на шаг вперед, оценивать ситуации и развивать способность к сопереживанию. Важно помнить, что ответы маленьких детей могут быть нелогичными, так как они только учатся развивать свои интеллектуальные способности.
Для детей 3–5 лет можно использовать вопросы, которые помогут им сосредоточиться на конкретных событиях и воспоминаниях.
Если разговор не клеится, стоит задавать более уточняющие вопросы и ждать, чтобы ребёнок смог сформулировать свои мысли. Некоторые вопросы, представленные ниже, могут помочь с разговором:
— Что было самым лучшим в том, что с тобой произошло сегодня?
— Что сегодня было самым сложным для тебя?
— Случилось ли что-то забавное сегодня?
— Что нового ты попробовал сегодня?
— Как ты помогал другу сегодня? Что он почувствовал после твоей помощи?
— Как ты помогал по классу сегодня? Что было бы, если бы никто не помогал заботиться о классе?
— Ты читал книгу сегодня?
О чем она была?
— Какие чувства ты испытываешь прямо сейчас?
— Нужна ли была тебе сегодня помощь? Как ты справился с задачей?
— Что тебе дали на полдник и обед?
Было ли что-то особенно вкусное?
Для детей 6–9 лет можно предложить дополнительные вопросы, которые будут способствовать развитию рефлексии и умения сопереживать:
— Над каким проектом ты работаешь сейчас? Как тебе кажется, у тебя хорошо получается?
— Что доброго ты сделал для своих одноклассников сегодня?
— Расскажи мне о чем-то удивительном, что ты узнал сегодня.
Является ли это фактом или мнением?
— Желал бы ты вернуться назад, чтобы исправить что-то, что сказал или сделал сегодня? Что бы ты сделал иначе?
— Как у твоего учителя?
Этот вопрос может помочь начать разговор, учить слушать и сопереживать.
Создавая такие диалоги и задавая подходящие вопросы, родители могут способствовать развитию умственных способностей и эмоционального интеллекта у своих детей.»