Родительство представляет собой сложное испытание. Невозможно быть абсолютно готовым к разнообразию ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, воспитывая детей. Не все задачи, с которыми мы сталкиваемся, окажутся простыми, не все мы сможем успешно решить.
Однако особенно обидно, когда мы сами создаем проблемы из-за недостаточно осознанных установок.
Предлагаю рассмотреть распространенные родительские установки, которые негативно влияют на развитие детей и от которых можно легко избавиться.
«Что он понимает в этом возрасте?» — это установка, которая часто проявляется, когда родители обсуждают своих детей с другими людьми в присутствии самих детей. Даже если они стараются быть корректными, сама форма обсуждения некорректна.
В раннем детстве дети действительно не понимают многого.
Им нужна забота и поддержка, чтобы получить все необходимое для жизни. Иногда этот опыт оставляет на родителях такое впечатление, что они продолжают говорить о ребенке, словно он не живой. И зачастую это происходит с такой легкостью, как если бы речь шла о ком-то за их спиной.
Обсуждение ребенка в его присутствии оскорбительно.
В обществе мы имеем право говорить только о себе. Если другие говорят за нас, мы лишаемся своего голоса.
Родители обычно обсуждают детей в двух ракурсах: перечисляют неудачи и ошибки, чтобы выразить свое разочарование, и перечисляют успехи, чтобы поделиться радостью.
В результате ребенок может почувствовать себя недостаточно хорошо или постоянно сравниваться с другими.
«Все он понимает» — это другая крайность в родительских установках. Мы ошибочно предполагаем, что дети могут понять сложные вещи, которые на самом деле непонятны им из-за их возраста и незрелости.
Торопя события и ожидая от детей понимания сложностей, мы можем причинить им разочарование.
Избегая сравнений и оценок, мы создаем благоприятную среду для роста и развития детей.
Семья должна быть местом любви и принятия, а не местом постоянных сравнений и оценок. Сравнения могут привести к беспомощности и озлобленности, а не к мотивации к лучшему.
Прекращая сравнивать детей с другими и переставая оценивать их в их присутствии, мы способствуем уважительному отношению к развивающимся личностям и создаем здоровую среду для их роста и саморазвития.