Осенью дети с удовольствием собирают сухие листья, желуди, орехи, ягоды и каштаны. После посещения парка или леса сумка матери наполняется природными сокровищами, которые не только подходят для игр и творческих занятий, но также могут быть использованы для обучения детей математике по методике Монтессори. Монтессори предлагала не удаляться от повседневной жизни и использовать реальные предметы или монеты для обучения.
Предлагаем различные задания по математике с использованием природных материалов осени в стиле Монтессори, некоторые из которых можно провести прямо на улице.
Для детей от 2 до 3 лет начните занятия с простого счета предметов. Найдите несколько желудей или камней и научите ребенка считать их, указывая пальцем на каждый объект. Когда ребенок научится пересчитывать 3–4 предмета, вводите цифры Монтессори-методом: научите обводить их 2 пальцами правой руки, а затем попросите воспроизвести это на песке. При использовании цифр на улице пишите их в песке или на земле.
Дома природные материалы могут быть использованы в математических играх с карточками.
Создайте карточки с числами от 1 до 10 или до 5 для маленьких детей. Попросите ребенка подобрать нужное количество предметов к каждому числу: 1 камень, 2 листка, 3 желудя, 4 шишки.
Сложное упражнение может быть создано с использованием сенсорной коробки.
Наполняйте ее лесными находками и предлагайте детям соотносить карточки с числами и изображениями предметов, которые нужно найти: рядом с цифрой 3 изобразите 3 желудя или 3 шишки, рядом с 4 — 4 камня.
Для дошкольников, уже умеющих писать цифры, предлагайте составлять числа из доступных материалов, таких как веточки или колоски. После каждого числа попросите ребенка подобрать соответствующее количество материалов.
Классическим упражнением по счету в методике Монтессори является веретено. Создайте его из окружающих вещей, например, коробочек и веточек.
Напишите на коробочках цифры от 1 до 10 и поместите в них соответствующее количество веточек, собранных вместе с детьми в парке.
Для закрепления навыков можно использовать различные природные материалы, такие как желуди, каштаны, орехи, расставляя их в коробках с цифрами не по порядку, а случайным образом. Это усложнит задание, но ребенок сможет самостоятельно проверить свои расчеты.
Другое упражнение включает раскладывание природных материалов под числами в стиле числа и чипсы в классе Монтессори. Предложите детям уложить шишки, желуди или каштаны под написанными числами, создавая косой ряд от 1 до 10.
Для объединения математики и творчества проведите занятие по приклеиванию листьев на дерево.
Подготовьте деревья с числом листьев от 1 до 10 и позвольте детям приклеить соответствующее количество листьев к каждому дереву.
Чтобы закрепить представление о «больше-меньше», предложите детям сравнить горсти шишек и каштанов. Для младших детей используйте различные предметы, с одной стороны которых будет значительно больше, чем с другой. Попросите детей определить, что больше — каштанов или шишек, и проверьте результаты вместе.
Эти упражнения помогут детям развить математические навыки и воображение, обучая их в игровой форме.